Название документа
О мерах по дальнейшему совершенствованию и развитию системы санитарной очистки
Тип документа | Постановление |
---|---|
Орган, утверждающий документ | Кабинет Министров Республики Узбекистан |
Разработчик | Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды |
Дата размещения документа | 07.03.2018 12:26 |
Дата завершения обсуждения | 22.03.2018 23:59 |
Вид документа | Проект НПА |
Текущее состояние документа | Обсуждение прекращено |
Обоснования необходимости принятия проекта | Проект разработан на основании протокольного поручения проведенного расширенного заседания в Кизирикском районе и поручений Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева, данных в ходе визита в Сурхандарьинскую область 19-20 января 2018 года (27.01.2018 г. № 1358-хҳ) и протокола проведенного совещания под председательством Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева, посвященного отчету руководства Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды от 2 февраля 2018 года (13.02.2018 г. № 2207-хҳ). |
Планируемый срок вступления в силу | 01.07.2018 |
Номер письма о соглашении | (не задано) |
Номер и дата письма согласования Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан | (не задано) |
В настоящее время в республике реализуется целенаправленная и последовательная политика в области обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также проводятся масштабные работы по созданию благоприятных условий для обеспечения экологической безопасности, улучшения санитарной и экологической обстановки, дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения путем кардинального совершенствования и развития системы обращения с бытовыми отходами.
В рамках реализации постановления Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года № ПП-2916 «О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами
на 2017-2021 годы»:
созданы кластеры по сбору, вывозу, транспортировке, сортировке, утилизации, переработке и захоронению бытовых отходов (далее – кластеры по комплексному обращению с бытовыми отходами) в 9 городах республики общей мощностью переработки бытовых отходов 1 224 тыс. тонн в год;
прорабатываются инвестиционные проекты по развитию системы обращения с отходами с привлечением прямых иностранных инвестиций;
во всех регионах республики созданы и оснащены специальной техникой 13 государственных унитарных предприятий «Тоза худуд» с 174 филиалами, что позволило увеличить охват населения услугами по санитарной очистке более чем в 10 раз;
в населенных пунктах республики построены более 322 новых типовых мусоросборочных пунктов, оснащенных 2 652 современными контейнерами, проведены работы по обустройству 97 полигонов твердых бытовых отходов.
Вместе с тем, наличие отдельных системных проблем препятствует эффективной реализации намеченных мероприятий, а также дальнейшему развитию государственного-частного партнерства, привлечению прямых инвестиций в сферу обращения с бытовыми отходами, в частности:
во-первых, требуют развития и совершенствования правовые основы экономических и организационных механизмов в области обращения с отходами;
во-вторых, все еще сохраняется недостаточная инвестиционная привлекательность и развитие государственно-частного партнерства в области обращения с бытовыми отходами;
в-третьих, в большинстве сельских населенных пунктов по-прежнему отмечается неудовлетворительное состояние инфраструктуры и недостаточный уровень обеспечения услугами по сбору и вывозу бытовых отходов, в отдельных населенных пунктах охват услугами санитарной очистки составляет 38-40 процентов;
в-четвертых, отмечается крайненеэффективное использование отходов пластмассы, металла, стекла, бумаги и др. бытового происхождения (далее – вторичные ресурсы) и незначительные объемы их вовлечения в хозяйственный оборот;
в-пятых, несовершенство механизма в части принятия административных и иных мер в случае правонарушений в области обращения с бытовыми отходами не способствует соблюдению требований законодательства;
в-шестых, недостаточная правовая и экологическая осведомленность населения, низкий уровень участия общественности в области обращения с отходами, не способствуют решению существующих проблем, в том числе внедрению раздельного сбора твердых бытовых отходов.
Предложенные варианты
Комментарии и ответы
2018-03-08 15:49:48
Шамузафаров Азамат Бахадирович2018-03-24 16:57:39
Принято2018-03-14 18:11:13
RAXIMOV DILMUROD FARXODOVICHво-вторых, все еще сохраняется недостаточная инвестиционная привлекательность и развитие государственно-частного партнерства в области обращения с бытовыми отходами;
А что ожидать??? как должно развиваться частные компании если их преднамеренно душат Хокимият и махсустранс сообща!!!
Тарифы не пересматривают, а за это время тарифы махсустранса увеличились более чем на 200%!!!
Заставляют убираться территорий районного благоустройства!!! без никакой оплаты!
Как может развиваться конкуренция когда из местного бюджета покрываются расходы Махсустранса!
Махсустранс вместе с "этичными журналистами" устроивают анти пропаганду против частных компании в средствах массовой информации!
А когда то в эру Монополии Махсустранса (до 2013 года) к мусоросборочным пунктам близко подойти невозможно было!!! как в басктеболе приходилось бросать мешки с мусором через стенку, так как не возможно было просто подойти! Это мы забыли! а ведьэто частные компании вычистили город и заставили вечно ноющий Маххсустранс работать!
Мы забыли что инициатором Альтернативных Компании по вывозу ТБО был тогдашнии премьер министр г-н Шавкат Мирзиёев!!!
2018-03-24 14:20:52
Не принято2018-03-14 18:14:53
RAXIMOV DILMUROD FARXODOVICHзабыл сказать что несмотря на более низкие и лучшии сервис,но по велению Хокима все бюджетные организации были отобранны и заставленны перезаключать договор с Махсустрансом
2018-03-24 14:20:57
Не принятоВ целях дальнейшего развития системы обращения с бытовыми отходами, повышения уровня обеспеченности населения качественными услугами санитарной очистки, стимулирования вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот, создания максимально благоприятного инвестиционного климата, а также усиления мер воздействия за правонарушения в области обращения с отходами и задействования широких слоев населения в решение экологических задач:
1. Определить дальнейшими приоритетными направлениями коренного совершенствования системы обращения с отходами:
широкое развитие государственно-частного партнерства в области обращения с бытовыми отходами, в том числе путем создания кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами;
усиление инвестиционной привлекательности – предоставление необходимых льгот и преференций для привлечения прямых инвестиций в целях внедрения инновационных технологий для развития системы обращения с отходами;
обеспечение полного охвата населения республики, особенно в сельских населенных пунктах, услугами по сбору и вывозу бытовых отходов;
принятие мер по предотвращению и минимизации образования бытовых отходов, использованию материального и энергетического потенциала вторичных ресурсов путем внедрения современных технологий
по их переработке;
принятие мер по поэтапному сокращению количества полигонов бытовых отходов, за счет их оптимизации и обустройства, с учетом соблюдения природоохранных требований;
совершенствование экономических механизмов – установление ответственности производителей и импортеров за отходы, образующиеся после утраты потребительских свойств товаров, включая упаковку,
по принципу «загрязнитель платит»;
усиление экологического просвещения – повышение экологической культуры населения, степени их вовлеченности и участия в области обращения с отходами, в том числе в раздельном сборе бытовых отходов;
осуществление мер, направленных на предупреждение, пресечение нарушения законодательства в области обращения с отходами.
Предложенные варианты
2018-03-14 18:23:32
RAXIMOV DILMUROD FARXODOVICHпредлагаю добавить:
установление единой прозрачной тарифной политики по каждому населенному пункту как для частных так и для государственных предприятии!
2018-03-24 14:21:18
Не принятоКомментарии и ответы
2018-03-08 15:52:24
Шамузафаров Азамат Бахадирович2018-03-24 17:00:31
Принято2. Одобрить предложение Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Министерства экономики и Министерства финансов Республики Узбекистан:
о внедрении механизма по закреплению территорий за субъектами предпринимательства для осуществления деятельности по оказанию услуг по сбору и вывозу бытовых отходов на конкурсной основе;
о предоставлении услуг физическим лицам по сбору и вывозу бытовых отходов на основе «публичных договоров»;
о лицензировании деятельности по утилизации и переработке бытовых отходов, а также сбору, приему и хранению вторичных ресурсов;
об установлении с 1 января 2019 года ограничений, направленных на уменьшение использования пакетов из полимерных пленок, в целях предотвращения загрязнения окружающей среды;
о внедрении поэтапного раздельного сбора твердых бытовых отходов в республике;
о введении с 1 января 2019 года экологического сбора на группы производимых и импортируемых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств с последующим аккумулированием денежных средств в Фонде экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, с последующим направлением средств на финансирование инвестиционных проектов в области обращения с отходами.
Предложенные варианты
2018-03-14 18:26:12
RAXIMOV DILMUROD FARXODOVICHо внедрении НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ на срок не менее 3 года механизма по закреплению территорий за субъектами предпринимательства для осуществления деятельности по оказанию услуг по сбору и вывозу бытовых отходов на конкурсной основе;
2018-03-24 14:21:30
ПринятоКомментарии и ответы
2018-03-08 15:56:04
Шамузафаров Азамат Бахадирович2018-03-24 17:00:51
Принято3. Установить, что с 1 июля 2018 года:
закрепление территорий за субъектами предпринимательства для оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов производится исключительно на конкурсной основе.Данное требование не распространяется на государственные унитарные предприятия, созданные решениями Президента Республики Узбекистан, государственное унитарное предприятие «Махсустранс», а также предприятия - инициаторов проектов по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами.
предоставление услуг физическим лицам по сбору и вывозу бытовых отходов осуществляется на основе «публичных договоров». При этом, на территории, закрепленной за субъектом предпринимательства для оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, платежи за услуги по сбору и вывозу бытовых отходов являются обязательными;
на территории Республики Узбекистан услуги по приему вторичных ресурсов предоставляются исключительно юридическими лицами, специализирующимися на оказании услуг в области обращения с отходами.
Предложенные варианты
2018-03-14 18:41:26
RAXIMOV DILMUROD FARXODOVICHпредлагаю следющий вариант (обратите внимание Махсустранс исключён, так как это предприятие работает на рынке не знаю сколько лет а остальные предприятия только организовываются)
закрепление территорий за субъектами предпринимательства для оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов производится исключительно на конкурсной основе. Данное требование не распространяется на государственные унитарные предприятия, созданные решениями Президента Республики Узбекистан, а также предприятия - инициаторов проектов по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами до 2022 года!
2018-03-24 17:36:36
Не принятоКомментарии и ответы
2018-03-08 11:00:00
Менглиев Давлатёр Бахтиярович2018-03-24 16:53:42
Не принято2018-03-14 18:37:45
RAXIMOV DILMUROD FARXODOVICH"закрепление территорий за субъектами предпринимательства для оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов производится исключительно на конкурсной основе.Данное требование не распространяется на государственные унитарные предприятия, созданные решениями Президента Республики Узбекистан, государственное унитарное предприятие «Махсустранс», а также предприятия - инициаторов проектов по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами." -
Это пункт уже уничтожил любой конкурсный механизм!!! и конкуренцию вообще!!! - "Данное требование не распространяется на государственные унитарные предприятия, созданные решениями Президента Республики Узбекистан, государственное унитарное предприятие «Махсустранс», а также предприятия - инициаторов проектов по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами" - а кто вообще осталься???
вездесущий Махсустранс - теперь вне конкуренции и "неприкосновенен"!!!
Все указания Президента направленны на развитие данного сектора, но если в течении определённого периода какое то предприятие проявляеет не дееспособие его надо исключать а закрепив на законадательном уровне Иммунитет то поменять их потом будут невозможно!!! станут обузами для местного бюджета (Махсустранс классический пример)
2018-03-24 16:48:47
Не принято4. Запретить:
с 1 января 2019 года бесплатную выдачу или включение стоимости пакетов из полимерных пленок в стоимость реализуемого товара на территории Республики Узбекистан, а также реализацию пакетов из полимерных пленок ниже их себестоимости;
с 1 января 2019 года изготовление и ввоз на территорию Республики Узбекистан пакетов из полимерных пленок, используемых для расфасовки товаров в сфере торговли толщиной менее 15 микрон и емкостью менее 5 литров;
с 1 января 2020 года изготовление и ввоз на территорию Республики Узбекистан пакетов из полимерных пленок, используемых для расфасовки товаров в сфере торговли толщиной менее 50 микрон и емкостью менее 10 литров (за исключением пакетов из полимерных пленок емкостью до 1 литра, не имеющие ручек и нанесенных рекламных и информационных логотипов, являющихся неотъемлемой частью упаковки сыпучих, либо не имеющих твердой консистенции продуктов, а также реализуемых в розничных сетях рулонами не менее 50 штук для пользования в быту).
Предложенные варианты
Комментарии и ответы
2018-03-09 17:52:18
Jurakulov Baxrom Azamatovichполимер плёнкаларни боскичма боскич ундан воз кечиш когоз пакет ишлаб чикарувчиларга имтиёз бериш полимер плёнка ишлаб чикарувчиларга уларни утилизиация килиш мажбуриятини куйиш
2018-03-24 16:52:44
Не принято5. Обязать с 1 января 2019 года всех производителей и заказчиков пакетов из полимерных пленок наносить на пакеты матричные коды для считывания сканерами контрольно-кассовых машин торговых точек.
6. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан, Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан установить жесткий контроль за соблюдением производителями
и импортерами пакетов из полимерных пленок требований, установленных настоящим постановлением.
7. Согласиться с предложением Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан о реструктуризации кредитов, выданных в рамках реализации проектов по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами за счет иностранных кредитных линий, с заменой на национальную валюту, с установлением процентной ставки в размере не выше ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, а также установлением сроков окончательных платежей в течение 7 лет с момента реструктуризации, с соответствующим изменением графиков погашения кредитов.
Предложенные варианты
Комментарии и ответы
2018-03-10 20:58:39
Faxriddinov Shahboz Abdixusanovichдумаю было бы лучше если кридиты выдавали без процента для этих целей.
2018-03-24 17:01:25
Не принято8. Рекомендовать Центральному банку Республики Узбекистан, в порядке исключения, не применять требования по классификации качества активов в отношении кредитов, реструктуризированных в рамках реализации проектов по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами, без отнесения задолженностей по кредитам на счета пересмотренных ссуд и создания резервов по ним.
9. Предоставить предприятиям - инициаторам проектов по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами право с 1 июля 2018 года уплачивать единый налоговый платеж в порядке, предусмотренном для микрофирм и малых предприятий, независимо от численности работников.
10. Освободить сроком до 1 января 2024 года:
предприятий - инициаторов проектов по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами от государственной пошлины за выдачу лицензий на право осуществления деятельности по городским, пригородным, междугородным и международным перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом, с обязательным соблюдением лицензионных требований;
ГУП «Тоза худуд», ГУП «Махсустранс и предприятия - инициаторы проектов по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами от сборов в Республиканский дорожный фонд при Кабинете Министров Республики Узбекистан при регистрации приобретаемого специального автотранспорта в целях увеличения охвата населения услугами санитарной очистки, а также для переработки бытовых отходов, в органах Министерства внутренних дел Республики Узбекистан;
ГУП «Тоза худуд» и ГУП «Махсустранс» от всех видов налогов и обязательных платежей (кроме единого социального платежа), с целевым направлением высвобождаемых средств на развитие материально-технической базы;
от таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) технологическое оборудование, запасные части, комплектующие изделия, сырье и материалы, используемые в технологическом процессе производства биоразлагаемых полимерных материалов для расфасовки и упаковки товаров, не производимые в республике и завозимые предприятиями - инициаторами проектов по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
от таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) специальные техники, технологическое оборудование, запасные части и комплектующие изделия, используемые в рамках реализации проектов
по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами, не производимые в республике и завозимые предприятиями - инициаторами проектов по созданию кластеров по комплексному обращению
с бытовыми отходами по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Предложенные варианты
Комментарии и ответы
2018-03-08 11:16:04
Менглиев Давлатёр Бахтиярович2018-03-24 16:54:02
Принято2018-03-14 18:57:26
RAXIMOV DILMUROD FARXODOVICHКак всегда частный сектор вне игры!!!
Вообще никаких льгот не надо давать! оборудования и так по настоящему законадательству подпадают под льготы!!! а спец техники мы сами производим!!! пусть отечественный автопром развивается!!!
2018-03-24 16:50:37
Не принято2018-03-17 22:56:18
Менглиев Давлатёр Бахтиярович11. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан установить контроль за целевым использованием средств, высвобождаемых в результате льгот по уплате налоговых и обязательных платежей, предоставленных настоящим постановлением. При выявлении фактов нецелевого использования средств, изымать в установленном законодательством порядке сумму нецелевого использования в доход бюджета.
12. Утвердить:
Комплексный план мероприятий по дальнейшему совершенствованию и развитию системы санитарной очистки согласно приложению № 1;
прогнозные параметры по дооснащению специальной техникой территориальные ГУП «Тоза худуд» за счет средств Государственного бюджета в 2019 – 2021 годах согласно приложению № 2;
адресную программу по строительству мусоросборочных пунктов и оснащению их контейнерами за счет средств Государственного бюджета на 2019 год согласно приложению № 3;
адресную программу по обустройству действующих полигонов ГУП «Тоза худуд» за счет средств Государственного бюджета на 2019 год согласно приложению № 4.
13. Министерству финансов Республики Узбекистан ежегодно при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан, по обоснованным расчетам Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, предусматривать средства на реализацию утвержденных настоящим постановлением адресных программ и прогнозных параметров.
14. Предоставить право Республиканской комиссии по координации и совершенствованию системы обращения с отходами, образованной в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года № ПП-2916 «О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами на 2017-2021 годы», вносить, при необходимости, изменения в адресные программы и прогнозные параметры, утверждаемые настоящим постановлением.
15. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», предусматривающий усиление ответственности граждан и должностных лиц в области обращения с отходами и лицензировании деятельности по утилизации и переработке бытовых отходов, а также сбору, приему и хранению вторичных ресурсов.
16. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Министерству экономики, Министерству финансов Республики Узбекистан и Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты:
Положение о порядке проведения конкурса по закреплению территорий за субъектами предпринимательства для осуществления деятельности по оказанию услуг по сбору и вывозу бытовых отходов;
Типовой публичный договор на оказание услуг физическим лицам по сбору и вывозу бытовых отходов;
Положение о порядке лицензирования деятельности по утилизации и переработке бытовых отходов, а также сбору, приему и хранению вторичных ресурсов;
Положение о порядке применения экологического сбора на группы производимых и импортируемых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
Дорожную карту по поэтапному внедрению раздельного сбора твердых бытовых отходов на 2018 - 2021 годы.
17. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами до 1 ноября 2018 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Национальной стратегии управления твердыми бытовыми отходами.
18. Узбекскому агентству стандартизации, метрологии и сертификации совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан технические регламенты, предусматривающие:
установление требований к производству и реализации пакетов из полимерных пленок, направленных на уменьшение их использования;
установление требований по нанесению на товары и упаковку экологических маркировок, обозначающих степень экологического благополучия товара или его упаковки и призывающих к сбережению окружающей среды, а также предупреждающих об опасности изделия или предмета для окружающей среды.
19. Возложить на Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды ведение государственной политики и координацию реализации инвестиционных проектов, направленных на создание и развитие кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами.
20. Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить проведение широкой информационной кампании, направленной на повышение правовой и санитарно-экологической грамотности населения.
21. Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 5.
22. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
23. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.Ж. Раматова
и председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Б.Т. Кучкарова.
Общие комментарии и ответы
Проект | Последняя редакция |
---|---|
В настоящее время в республике реализуется целенаправленная и последовательная политика в области обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также проводятся масштабные работы по созданию благоприятных условий для обеспечения экологической безопасности, улучшения санитарной и экологической обстановки, дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения путем кардинального совершенствования и развития системы обращения с бытовыми отходами.
В рамках реализации постановления Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года № ПП-2916 «О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами во-первых, требуют развития и совершенствования правовые основы экономических и организационных механизмов в области обращения с отходами; во-вторых, все еще сохраняется недостаточная инвестиционная привлекательность и развитие государственно-частного партнерства в области обращения с бытовыми отходами; в-третьих, в большинстве сельских населенных пунктов по-прежнему отмечается неудовлетворительное состояние инфраструктуры и недостаточный уровень обеспечения услугами по сбору и вывозу бытовых отходов, в отдельных населенных пунктах охват услугами санитарной очистки составляет 38-40 процентов; в-четвертых, отмечается крайненеэффективное использование отходов пластмассы, металла, стекла, бумаги и др. бытового происхождения (далее – вторичные ресурсы) и незначительные объемы их вовлечения в хозяйственный оборот; в-пятых, несовершенство механизма в части принятия административных и иных мер в случае правонарушений в области обращения с бытовыми отходами не способствует соблюдению требований законодательства; в-шестых, недостаточная правовая и экологическая осведомленность населения, низкий уровень участия общественности в области обращения с отходами, не способствуют решению существующих проблем, в том числе внедрению раздельного сбора твердых бытовых отходов. В целях дальнейшего развития системы обращения с бытовыми отходами, повышения уровня обеспеченности населения качественными услугами санитарной очистки, стимулирования вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот, создания максимально благоприятного инвестиционного климата, а также усиления мер воздействия за правонарушения в области обращения с отходами и задействования широких слоев населения в решение экологических задач:
широкое развитие государственно-частного партнерства в области обращения с бытовыми отходами, в том числе путем создания кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами;
принятие мер по предотвращению и минимизации образования бытовых отходов, использованию материального и энергетического потенциала вторичных ресурсов путем внедрения современных технологий принятие мер по поэтапному сокращению количества полигонов бытовых отходов, за счет их оптимизации и обустройства, с учетом соблюдения природоохранных требований;
совершенствование экономических механизмов – установление ответственности производителей и импортеров за отходы, образующиеся после утраты потребительских свойств товаров, включая упаковку,
усиление экологического просвещения – повышение экологической культуры населения, степени их вовлеченности и участия в области обращения с отходами, в том числе в раздельном сборе бытовых отходов; 2. Одобрить предложение Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Министерства экономики и Министерства финансов Республики Узбекистан: о внедрении механизма по закреплению территорий за субъектами предпринимательства для осуществления деятельности по оказанию услуг по сбору и вывозу бытовых отходов на конкурсной основе; о предоставлении услуг физическим лицам по сбору и вывозу бытовых отходов на основе «публичных договоров»; о лицензировании деятельности по утилизации и переработке бытовых отходов, а также сбору, приему и хранению вторичных ресурсов; об установлении с 1 января 2019 года ограничений, направленных на уменьшение использования пакетов из полимерных пленок, в целях предотвращения загрязнения окружающей среды; о внедрении поэтапного раздельного сбора твердых бытовых отходов в республике; о введении с 1 января 2019 года экологического сбора на группы производимых и импортируемых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств с последующим аккумулированием денежных средств в Фонде экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, с последующим направлением средств на финансирование инвестиционных проектов в области обращения с отходами. 3. Установить, что с 1 июля 2018 года: закрепление территорий за субъектами предпринимательства для оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов производится исключительно на конкурсной основе.Данное требование не распространяется на государственные унитарные предприятия, созданные решениями Президента Республики Узбекистан, государственное унитарное предприятие «Махсустранс», а также предприятия - инициаторов проектов по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами. предоставление услуг физическим лицам по сбору и вывозу бытовых отходов осуществляется на основе «публичных договоров». При этом, на территории, закрепленной за субъектом предпринимательства для оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, платежи за услуги по сбору и вывозу бытовых отходов являются обязательными; на территории Республики Узбекистан услуги по приему вторичных ресурсов предоставляются исключительно юридическими лицами, специализирующимися на оказании услуг в области обращения с отходами. 4. Запретить: с 1 января 2019 года бесплатную выдачу или включение стоимости пакетов из полимерных пленок в стоимость реализуемого товара на территории Республики Узбекистан, а также реализацию пакетов из полимерных пленок ниже их себестоимости; с 1 января 2019 года изготовление и ввоз на территорию Республики Узбекистан пакетов из полимерных пленок, используемых для расфасовки товаров в сфере торговли толщиной менее 15 микрон и емкостью менее 5 литров; с 1 января 2020 года изготовление и ввоз на территорию Республики Узбекистан пакетов из полимерных пленок, используемых для расфасовки товаров в сфере торговли толщиной менее 50 микрон и емкостью менее 10 литров (за исключением пакетов из полимерных пленок емкостью до 1 литра, не имеющие ручек и нанесенных рекламных и информационных логотипов, являющихся неотъемлемой частью упаковки сыпучих, либо не имеющих твердой консистенции продуктов, а также реализуемых в розничных сетях рулонами не менее 50 штук для пользования в быту). 5. Обязать с 1 января 2019 года всех производителей и заказчиков пакетов из полимерных пленок наносить на пакеты матричные коды для считывания сканерами контрольно-кассовых машин торговых точек.
6. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан, Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан установить жесткий контроль за соблюдением производителями 7. Согласиться с предложением Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан о реструктуризации кредитов, выданных в рамках реализации проектов по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами за счет иностранных кредитных линий, с заменой на национальную валюту, с установлением процентной ставки в размере не выше ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, а также установлением сроков окончательных платежей в течение 7 лет с момента реструктуризации, с соответствующим изменением графиков погашения кредитов. 8. Рекомендовать Центральному банку Республики Узбекистан, в порядке исключения, не применять требования по классификации качества активов в отношении кредитов, реструктуризированных в рамках реализации проектов по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами, без отнесения задолженностей по кредитам на счета пересмотренных ссуд и создания резервов по ним. 9. Предоставить предприятиям - инициаторам проектов по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами право с 1 июля 2018 года уплачивать единый налоговый платеж в порядке, предусмотренном для микрофирм и малых предприятий, независимо от численности работников. 10. Освободить сроком до 1 января 2024 года: предприятий - инициаторов проектов по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами от государственной пошлины за выдачу лицензий на право осуществления деятельности по городским, пригородным, междугородным и международным перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом, с обязательным соблюдением лицензионных требований; ГУП «Тоза худуд», ГУП «Махсустранс и предприятия - инициаторы проектов по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами от сборов в Республиканский дорожный фонд при Кабинете Министров Республики Узбекистан при регистрации приобретаемого специального автотранспорта в целях увеличения охвата населения услугами санитарной очистки, а также для переработки бытовых отходов, в органах Министерства внутренних дел Республики Узбекистан; ГУП «Тоза худуд» и ГУП «Махсустранс» от всех видов налогов и обязательных платежей (кроме единого социального платежа), с целевым направлением высвобождаемых средств на развитие материально-технической базы; от таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) технологическое оборудование, запасные части, комплектующие изделия, сырье и материалы, используемые в технологическом процессе производства биоразлагаемых полимерных материалов для расфасовки и упаковки товаров, не производимые в республике и завозимые предприятиями - инициаторами проектов по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
от таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) специальные техники, технологическое оборудование, запасные части и комплектующие изделия, используемые в рамках реализации проектов 11. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан установить контроль за целевым использованием средств, высвобождаемых в результате льгот по уплате налоговых и обязательных платежей, предоставленных настоящим постановлением. При выявлении фактов нецелевого использования средств, изымать в установленном законодательством порядке сумму нецелевого использования в доход бюджета.
12. Утвердить: 13. Министерству финансов Республики Узбекистан ежегодно при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан, по обоснованным расчетам Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, предусматривать средства на реализацию утвержденных настоящим постановлением адресных программ и прогнозных параметров. 14. Предоставить право Республиканской комиссии по координации и совершенствованию системы обращения с отходами, образованной в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года № ПП-2916 «О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами на 2017-2021 годы», вносить, при необходимости, изменения в адресные программы и прогнозные параметры, утверждаемые настоящим постановлением. 15. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», предусматривающий усиление ответственности граждан и должностных лиц в области обращения с отходами и лицензировании деятельности по утилизации и переработке бытовых отходов, а также сбору, приему и хранению вторичных ресурсов. 16. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Министерству экономики, Министерству финансов Республики Узбекистан и Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты: Положение о порядке проведения конкурса по закреплению территорий за субъектами предпринимательства для осуществления деятельности по оказанию услуг по сбору и вывозу бытовых отходов; Типовой публичный договор на оказание услуг физическим лицам по сбору и вывозу бытовых отходов; Положение о порядке лицензирования деятельности по утилизации и переработке бытовых отходов, а также сбору, приему и хранению вторичных ресурсов; Положение о порядке применения экологического сбора на группы производимых и импортируемых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств; Дорожную карту по поэтапному внедрению раздельного сбора твердых бытовых отходов на 2018 - 2021 годы. 17. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами до 1 ноября 2018 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Национальной стратегии управления твердыми бытовыми отходами. 18. Узбекскому агентству стандартизации, метрологии и сертификации совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан технические регламенты, предусматривающие: установление требований к производству и реализации пакетов из полимерных пленок, направленных на уменьшение их использования; установление требований по нанесению на товары и упаковку экологических маркировок, обозначающих степень экологического благополучия товара или его упаковки и призывающих к сбережению окружающей среды, а также предупреждающих об опасности изделия или предмета для окружающей среды. 19. Возложить на Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды ведение государственной политики и координацию реализации инвестиционных проектов, направленных на создание и развитие кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами. 20. Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить проведение широкой информационной кампании, направленной на повышение правовой и санитарно-экологической грамотности населения. 21. Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 5. 22. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
23. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.Ж. Раматова |
Наименование мероприятия | Форма реализации | Срок реализации | Исполнители |
---|---|---|---|
Внесение проекта нормативно-правового акта на утверждение | Внесение согласованного проекта постановления в Кабинет Министров Республики Узбекистан | 25.05.2018 | Госкомэкологии |
Согласование проекта нормативно-правового акта с заинтересованными министерствами и ведомствами | Направление проекта постановления в соответствующим министерствам и ведомствам для соглования | 15.05.2018 | Госкомэкологии |
Доработка нормативно-правового акта согласно предложениям | Обобщение предложений участников обсуждения, доработка проекта и размещение окончательной редакции на Едином портале | 26.03.2018 | Госкомэкологии |
Проведение обсуждения нормативно-правового акта | Обсуждение нормативно-правового акта на Едином портале | 22.03.2018 | Госкомэкологии |