Название документа
проект постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию аудиторской деятельности в Республики Узбекистан»
Тип документа | Постановление |
---|---|
Орган, утверждающий документ | Президент Республики Узбекистан |
Разработчик | Министерство финансов Республики Узбекистан |
Дата размещения документа | 22.06.2018 19:45 |
Дата завершения обсуждения | 07.07.2018 23:59 |
Вид документа | Проект НПА |
Текущее состояние документа | Обсуждение прекращено |
Обоснования необходимости принятия проекта | В целях реализации мероприятий по созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, предусмотренных Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 22 января 2018 года № УП-5308 |
Планируемый срок вступления в силу | 01.10.2018 |
Номер письма о соглашении | июнь 2018 года |
Номер и дата письма согласования Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан | июнь 2018 года |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
О мерах по дальнейшему развитию
За прошедшие годы в Республике Узбекистан сформирован рынок аудиторских услуг, создана нормативно-правовая и методологическая база аудита, внедрена упрощенная и бессрочная система лицензирования аудиторской деятельности.
Созданы условия для развития и вступления многих отечественных аудиторских организаций в крупные международные сети аудиторских компаний и признания республиканских общественных объединений аудиторов мировым аудиторским сообществом.
Вместе с тем, все еще отмечается относительно низкий уровень востребованности аудиторских услуг, обусловленный формальным подходом к проведению обязательных аудиторских проверок, недостаточным осознанием со стороны субъектов предпринимательства значимости аудиторских услуг для принятия управленческих решений и повышения качества корпоративного управления.
По итогам критического анализа состояния рынка аудиторских услуг установлены следующие основные факторы, оказывающие негативное влияние на развитие аудиторской деятельности:
первое, низкий уровень доверия к аудиторским организациям, а также рассмотрение аудиторской проверки как излишней и обременительной административной процедуры, а не как гаранта подтверждения достоверности финансовой отчетности;
второе, имеющиеся ограничения и практика проведения конкурсов
по отбору аудиторских организаций нередко способствуют недобросовестной конкуренции, в том числе ценовой, вследствие чего снижается качество аудиторских услуг и достоверность аудиторских заключений;
третье, действующая система специальной подготовки и повышения квалификации аудиторов носит формальный характер, не обеспечивает необходимый уровень профессиональной подготовки и качества аудиторских услуг, в том числе в соответствии с международными стандартами аудиторской деятельности, что отчасти приводит к падению престижа профессии аудитора;
четвертое, отсутствует эффективная система внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, что при ограниченности мер правового воздействия лицензирующего органа не позволяет оперативно реагировать на факты оказания некачественных аудиторских услуг
и недобросовестные действия аудиторов;
пятое, не полное соответствие национальных стандартов аудиторской деятельности общепризнанным международным стандартам аудита,
что не обеспечивает формирование у иностранных инвесторов понимания достоверности финансовой отчетности отечественных предприятий.
В целях дальнейшего улучшения условий для развития рынка аудиторских услуг, внедрения современных подходов в регулировании аудиторской деятельности в соответствии с международными стандартами:
1. Определить следующие приоритетные направления развития аудиторской деятельности:
совершенствование законодательства Республики Узбекистан
об аудиторской деятельности, в том числе формирование действенной системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций,
на основе международных стандартов аудита, направленной на повышение качества аудиторских услуг и поддержание доверия делового сообщества
к результатам работы аудиторских организаций;
привлечение молодежи в аудиторскую профессию, в частности, обеспечение активного сотрудничества профессиональных общественных объединений с соответствующими высшими учебными заведениями;
повышение уровня вовлеченности аудиторских организаций
в международную деятельность, в том числе организация активной методической поддержки аудиторских организаций, аудиторов в вопросах применения международных стандартов аудита;
активизация деятельности республиканских общественных объединений аудиторов по взаимодействию с международными организациями, устанавливающими международные стандарты аудита, распространению лучшего мирового опыта применения указанных стандартов.
2. Установить с 1 января 2019 года порядок, в соответствии с которым:
выдается единая лицензия на осуществление аудиторской деятельности по проведению всех видов аудиторских проверок;
уставный капитал аудиторской организации формируется имуществом,
в том числе денежными средствами, непосредственно используемым
при осуществлении деятельности аудиторской организации;
учредителями аудиторской организации могут быть только аудиторы, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы;
минимальное количество аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы, составляет не менее
четырех штатных аудиторов;
аудиторские организации проходят не реже одного раза в три года внешний контроль качества работы;
аудиторская проверка одного и того же хозяйствующего субъекта проводится не более семи лет подряд;
ежегодной обязательной аудиторской проверке также подлежат коммерческие организации при одновременном двух из следующих условий: балансовая стоимость активов свыше 100-тысячекратного размера минимальной заработной платы, выручка от реализации продукции
(работ, услуг) более 200-тысячекратного размера минимальной заработной платы, среднегодовая численность работников свыше 100 человек по итогам отчетного года;
аудиторские организации публикуют на своих официальных веб-сайтах информацию о проведенных обязательных аудиторских проверках,
с указанием идентифицирующих данных хозяйствующего субъекта, даты заключения и мнения аудиторской организации;
коммерческая организация, информация о которой не внесена в реестр аудиторских организаций, имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности в течение трех месяцев с даты внесения сведения
о ней в Единый государственный реестр субъектов предпринимательства,
не вправе использовать в своем наименовании слова «аудиторская организация».
Действующие аудиторские организации должны в срок до 1 января
2019 года обеспечить полное укомплектование минимального количества штатных аудиторов, установленного настоящим постановлением.
Предложенные варианты
Комментарии и ответы
2018-07-04 12:38:52
BADIN VYACHESLAV VIKTOROVICHСравнительная таблица по требованиям законодательства разных стран
в отношении минимального количества штатных аудиторов
№ |
Страна |
Кол-во аудиторов |
Нормативная основа |
Ссылка |
1 |
Российская Федерация |
3 |
Положениео лицензировании аудиторской деятельности |
2018-07-04 12:39:36
BADIN VYACHESLAV VIKTOROVICHСравнительная таблица по требованиям законодательства разных стран
в отношении минимального количества штатных аудиторов
№ |
Страна |
Кол-во аудиторов |
Нормативная основа |
Ссылка |
1 |
Российская Федерация |
3 |
Положениео лицензировании аудиторской деятельности |
2018-07-04 12:44:01
BADIN VYACHESLAV VIKTOROVICHСравнительная таблица по требованиям законодательства разных стран
в отношении минимального количества штатных аудиторов
№ |
Страна |
Кол-во аудиторов |
Нормативная основа |
Ссылка |
1 |
Российская Федерация |
3 |
Положениео лицензировании аудиторской деятельности |
2018-07-04 12:54:22
BADIN VYACHESLAV VIKTOROVICHСравнительная таблица по требованиям законодательства разных стран
в отношении минимального количества штатных аудиторов
№ |
Страна |
Кол-во аудиторов |
Нормативная основа |
Ссылка |
1 |
Российская Федерация |
3 |
Положениео лицензировании аудиторской деятельности |
2018-07-06 06:39:38
Погосян Андрей АрмаисовичМинимальное количество аудиторов на уровне четырех специалистов, приведет к сокращению общего количества аудиторских организаций за счет прекращения действия лицензий аудиторских организаций, проводящих инициативные аудиторские проверки.
Нагрузка на оставшиеся аудиторские организации возрастет за счет сокращения их общего количества и увеличения перечня организаций, подлежащих ежегодной аудиторской проверке, а также инициативного аудита, который ранее осуществляли аудиторские организации, имеющие лицензию на проведение инициативных аудиторских проверок.
Все это может оказать негативное влияние на качество аудиторских проверок.
3. Отменить с 1 января 2019 года требования:
к минимальному размеру уставного капитала аудиторских организаций;
по аттестации руководителей аудиторских организаций;
по выбору аудиторской организации для проведения внешнего аудита
на конкурсной основе из перечня, определяемого Государственным комитетом по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции и Министерством финансов Республики Узбекистан,
на предприятиях с пакетом акций (долей) государства в уставном капитале свыше 50 процентов.
4. Определить, что с 1 января 2020 года:
аудиторские организации осуществляют аудиторскую деятельность исключительно на основе международных стандартов аудита;
республиканские общественные объединения бухгалтеров и аудиторов проходят аккредитацию в Министерстве финансов Республики Узбекистан;
внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательную аудиторскую проверку, осуществляется Министерством финансов Республики Узбекистан не реже одного раза в три года, с последующей публикацией его результатов на своем веб-сайте.
Создать в структуре управления методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Узбекистан отдел взаимодействия с профессиональными организациями и проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций численностью четыре единицы, увеличив предельную численность управленческого персонала центрального аппарата Министерства финансов Республики Узбекистан.
5. Согласиться с предложениями Министерства финансов Республики Узбекистан и республиканских общественных объединений аудиторов, предусматривающие с 1 января 2019 года:
выдачу квалификационного сертификата аудитора на первоначальный пятилетний срок, продление на очередной десятилетний срок и последующий бессрочный период;
продление срока действия квалификационного сертификата аудитора на бессрочный период без сдачи квалификационного экзамена, при наличии международного сертификата бухгалтера или непрерывного стажа работы аудитором в одной аудиторской организации более 10 лет;
установление для претендентов на получение квалификационного сертификата аудитора, имеющих диплом магистра по специальностям бухгалтерский учет и аудит, требования к стажу практической работы (в том числе по совместительству) не менее одного года в аудиторской организации;
внедрение практики прохождения специального обучения по подготовке аудиторов в негосударственных образовательных учреждениях для претендентов на получение квалификационного сертификата аудитора на добровольной основе.
6. Утвердить План мероприятий («Дорожная карта») по дальнейшему развитию аудиторской деятельности в Республике Узбекистан согласно приложению № 1.
7. Обеспечить на ежегодной основе до 1 июля размещение
на веб-сайте:
а) Центра по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции информации
по результатам обязательной аудиторской проверки финансовой отчетности хозяйствующих субъектов, имеющих в уставном фонде долю, принадлежащую государству, и государственных унитарных предприятий с указанием:
идентифицирующих данных хозяйствующего субъекта (наименование, почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика);
идентифицирующих данных аудиторской организации (наименование, почтовый адрес, дата и номер лицензии на осуществление аудиторской деятельности), а также руководителя аудиторской организации и аудиторов, принимавших участие в проверке (Ф.И.О., дата и номер квалификационного сертификата аудитора);
перечня и периода финансовой отчетности, в отношении которой проводилась аудиторская проверка с приложением копии аудиторского заключения.
б) Государственного налогового комитета Республики Узбекистан информации о:
хозяйствующих субъектах, подлежащих и прошедших обязательную аудиторскую проверку, с указанием аудиторской организации, проводившей такую проверку;
хозяйствующих субъектах, уклонившихся от проведения обязательной аудиторской проверки, и примененных к ним штрафных санкциях.
в) Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан информации об аудиторских организациях, которые прошли государственную регистрацию в центрах государственных услуг.
8. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан на основе изучения действующих учебных программ высших образовательных учреждений в области бухгалтерского учета и аудита, в том числе зарубежных:
в течение 2018/2019 учебного года провести комплексный анализ и мониторинг реализации учебных планов и программ высших образовательных учреждений в области бухгалтерского учета и аудита,
а также принять меры по дальнейшему их совершенствованию;
включить в учебные планы и программы специализированных высших образовательных учреждений дисциплины по международным стандартам аудита и международным стандартам финансовой отчетности.
9. Министерству финансов Республики Узбекистан:
а) совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
б) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан до 1 января 2019 года создать программный комплекс интерактивного электронного взаимодействия с аудиторскими организациями, а также республиканскими общественными объединениями бухгалтеров и аудиторов;
в) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, республиканскими общественными объединениями аудиторов в срок до 1 января 2019 года внести в Кабинет Министров предложения:
по развитию взаимодействия с Международной федерацией бухгалтеров по вопросам имплементации в отечественную практику международных стандартов аудита, обеспечивающую их своевременное признание для применения на территории Республики Узбекистан;
по усилению мер административной ответственности за нарушение законодательства об аудиторской деятельности;
г) обеспечить до 1 января 2019 года выдачу лицензий на осуществление аудиторской деятельности нового образца действующим аудиторским организациям, отвечающим требованиям установленным настоящим постановлением;
д) совместно с Министерством юстиции и Государственным налоговым комитетом после 1 января 2019 года принять меры в установленном порядке по прекращению действия лицензий аудиторских организаций, не отвечающих требованиям настоящего постановления.
10. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан с 1 января 2019 года согласно приложению № 2.
Приложение к постановлению Президента Республики Узбекистан от « ___ » ________ 2018 года № ПП–_______ |
План мероприятий («Дорожная карта»)
по дальнейшему развитию аудиторской деятельности в Республике Узбекистан
№ |
Наименование мероприятия |
Механизмы реализации |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
I. Дальнейшее совершенствование организационной |
||||
1 |
Определение приоритетных направлений дальнейшего развития аудиторской деятельности, обеспечивающих устойчивое функционирование рынка аудиторских услуг и повышение уровня востребованности ее результатов.
|
1. Изучение законодательства и передового опыта зарубежных стран в сфере регулирования аудиторской деятельности. 2. Разработка законопроекта «Об аудиторской деятельности» (в новой редакции), предусматривающего нормы прямого действия, направленные на: упрощение процесса лицензирования аудиторской деятельности; совершенствование системы сертификации и повышения квалификации аудиторов с учетом международной практики; развитие современной и эффективной системы мониторинга по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций; установление критериев аккредитации республиканских общественных объединений аудиторов; применение международных стандартов аудита; пересмотр сферы обязательной аудиторской проверки и ограничений аудита в соответствии с международными стандартами; определение перечня общественно-значимых предприятий, подлежащих ежегодной аудиторской проверки. |
декабрь 2018 года |
Минфин, Минюст,
Минэкономики, |
3 |
Принятие мер направленных на защиту добросовестных субъектов предпринимательства (аудиторских организаций), отвечающих требованиям настоящего Постановления. |
1. Предоставление на ежегодной основе в Минфин информации об аудиторских организациях, которые прошли государственную регистрацию в центрах государственных услуг. 2. Прекращение в установленном порядке действия лицензий аудиторских организаций, не отвечающих установленным требованиям. |
январь 2019 года постоянно |
Минфин, Агентство госуслуг при Минюсте |
4 |
Совершенствование нормативно-правового обеспечения аудиторской деятельности Международными стандартами аудита. |
1. Изучение практики внедрения международных стандартов аудита (МСА) в зарубежных странах.
2. Внесение в Кабинет Министров предложений 3. Размещение на веб-сайте Министерства финансов сведений об аудиторских организациях, являющихся членами международной аудиторской сети и международных ассоциаций. 4. Организация и проведение ежегодных практических семинаров и «круглых столов» по актуальным вопросам развития аудита. |
июнь 2019 года июль 2019 года ежегодно ежегодно |
Минфин, Республиканские общественные объединения аудиторов |
5 |
Расширение информационного сотрудничества государственных органов и аудиторских организаций, а также интеграцияс центральными базами данных юридических лиц системы «Электронное правительство»информации о деятельности аудиторских организаций. |
1. Внедрение программного комплекса интерактивного электронного взаимодействия с аудиторскими организациями, а также республиканскими общественными объединениями бухгалтеров и аудиторов, предусматривающего создание интернет-сервиса «Личный кабинет аудиторской организации» и «Личный кабинет общественного объединения аудиторов». 2. Размещение на веб-сайте: а) Центра по управлению государственными активами при Госкомконкуренции информации по результатам обязательной аудиторской проверки финансовой отчетности хозяйствующих субъектов, имеющих долю государства. б) Государственного налогового комитета на ежегодной основе до 1 июля информации о: хозяйствующих субъектах, подлежащих и прошедших обязательную аудиторскую проверку, с указанием аудиторской организации, проводившей такую проверку; хозяйствующих субъектах, уклонившихся от проведения обязательной аудиторской проверки и, примененных к ним штрафных санкциях.
в) Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции информации
3. Публикация аудиторскими организациями на своих официальных веб-сайтах информации о проведенных обязательных аудиторских проверках, |
декабрь 2018 года ежегодно до 1 июля по итогам проведения аудиторской проверки |
Минфин, Мининфоком, ГНК Центр по управлению государственными активами при Госкомконкуренции ГНК Агентство госуслуг при Минюсте Аудиторские организации |
6 |
Обеспечение здоровой конкурентной среды на рынке аудиторских услуг и создание равных условий для активного развития аудиторской деятельности. |
Упразднение процедуры отбора аудиторских организаций для проведения аудиторской проверки на предприятиях с пакетом акций (долей) |
январь 2019 года |
Госкомконкуренции, Минфин |
II. Дальнейшее совершенствование деятельности |
||||
1 |
Совершенствование механизма оценки деятельности аудиторских организаций,путем проведения рэнкинга по интересующим ранжирующим показателям, обеспечивающими объективность, |
1. Критическое изучение действующей практики рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций, а также анализ международного опыта в данной сфере. 2. Разработка Методики рэнкинга аудиторских организаций, включающей ранжирование показателей, обеспечивающей прозрачный механизм оценки и порядка использования результатов оценки. 3. Обеспечение: размещения на веб-сайтах республиканских общественных объединений аудиторов результатов рэнкинга аудиторских организаций и публикация их в средствах массовой информации. постоянной актуализации ранжирующих показателей при оценке деятельности аудиторских организаций. |
октябрь 2018 года ежегодно по мере проведения рэнкинга |
Республиканские общественные объединения аудиторов, Минфин |
2 |
Дальнейшее развитие сотрудничества республиканских общественных объединений аудиторов с Международной федерацией бухгалтеров по обобщению и внедрению передового мирового опыта применения МСА и регулирования аудиторской деятельности. |
Принятие мер по усилению взаимодействия республиканских общественных объединений аудиторов с Международной федерацией бухгалтеров, включая активную методическую поддержку аудиторским организациям в вопросах применения документов МСА, организацию распространения лучшего международного опыта применения указанных стандартов. |
постоянно |
Республиканские общественные объединения аудиторов, Минфин |
3 |
Оптимизация деятельности республиканских профессиональных общественных объединений бухгалтеров и аудиторов с учетом международной практики. |
1. Внесение в Кабинет Министров проекта Положения о порядке аккредитации республиканских общественных объединений аудиторов. 2. Проведение аккредитации республиканских профессиональных общественных объединений бухгалтеров и аудиторов. |
сентябрь 2019 года с 2020 года |
Минфин, Республиканские общественные объединения аудиторов |
III. Внедрение передовых методов подготовки специалистов в области |
||||
1 |
Внедрение в систему образования техники и технологий, необходимых для расширения возможностей применения инновационных научных достижений, современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих организацию дистанционного и самостоятельного обучения в области бухгалтерского учета и аудита. |
1. Проведение в течение 2018/2019 учебного года комплексного анализа и мониторинга реализации учебных планов и программ высших образовательных учреждений по бухгалтерскому учета и аудиту. По итогам внесение предложений по их улучшению. 2. Включение в учебные планы и программы специализированных высших образовательных учреждений дисциплины по международным стандартам аудита и международным стандартам финансовой отчетности.
3. Повышение профессиональных знаний, навыков и квалификации педагогических и других кадров на основе внедрения инновационных форм |
2018-2019 гг. 2018-2019 гг. постоянно |
Министерство высшего Минфин |
2 |
Создание современной системы профессиональной сертификации, повышения квалификации аудиторов на основе международных стандартов. |
1. Анализ законодательства и изучение передового опыта зарубежных стран в сфере сертификации, повышения квалификации бухгалтеров и аудиторов.
2. Внесение изменений и дополнений 3. Внедрение современной системы мониторинга системы повышения квалификации аудиторов.
4. Реализации мер по повышению престижа |
ноябрь 2019 года ноябрь 2019 года ноябрь 2018 года постоянно |
Минфин, Республиканские общественные объединения аудиторов |
IV. Внедрение современных форм контроля и повышение ответственности за нарушение законодательства об аудиторской деятельности |
||||
1 |
Усиление ответственности аудиторских организаций за качество услуг и достоверность представляемых ими заключений, в том числе введение административной ответственности |
1. Анализ законодательства и изучение передового опыта зарубежных стран в сфере административной и другой ответственности
2. Разработка законопроекта по внесению изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности |
до 1 января 2019 года |
Минфин, Минюст, Генеральная прокуратура,
заинтересованные министерства |
2 |
Создание современной, эффективной системы внешнего контроля качества деятельности аудиторских организаций, путем определения механизма осуществления Минфином внешнего контроля качества работы аудиторской организации. |
1. Анализ и обобщение международной практики системы контроля за аудиторской деятельностью,
2. Разработка методики внешнего контроля качества работы аудиторской организации, проводящей обязательную аудиторскую проверку, а также выработка мер реагирования по нарушениям и недостаткам, выявляемым в ходе осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, с последующим размещением результатов внешнего контроля качества на |
январь 2019 года |
Минфин, Генеральная прокуратура, Республиканские общественные объединения аудиторов |
Общие комментарии и ответы
Проект | Последняя редакция | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН О мерах по дальнейшему развитию За прошедшие годы в Республике Узбекистан сформирован рынок аудиторских услуг, создана нормативно-правовая и методологическая база аудита, внедрена упрощенная и бессрочная система лицензирования аудиторской деятельности. Созданы условия для развития и вступления многих отечественных аудиторских организаций в крупные международные сети аудиторских компаний и признания республиканских общественных объединений аудиторов мировым аудиторским сообществом. Вместе с тем, все еще отмечается относительно низкий уровень востребованности аудиторских услуг, обусловленный формальным подходом к проведению обязательных аудиторских проверок, недостаточным осознанием со стороны субъектов предпринимательства значимости аудиторских услуг для принятия управленческих решений и повышения качества корпоративного управления. По итогам критического анализа состояния рынка аудиторских услуг установлены следующие основные факторы, оказывающие негативное влияние на развитие аудиторской деятельности: первое, низкий уровень доверия к аудиторским организациям, а также рассмотрение аудиторской проверки как излишней и обременительной административной процедуры, а не как гаранта подтверждения достоверности финансовой отчетности;
второе, имеющиеся ограничения и практика проведения конкурсов третье, действующая система специальной подготовки и повышения квалификации аудиторов носит формальный характер, не обеспечивает необходимый уровень профессиональной подготовки и качества аудиторских услуг, в том числе в соответствии с международными стандартами аудиторской деятельности, что отчасти приводит к падению престижа профессии аудитора;
четвертое, отсутствует эффективная система внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, что при ограниченности мер правового воздействия лицензирующего органа не позволяет оперативно реагировать на факты оказания некачественных аудиторских услуг
пятое, не полное соответствие национальных стандартов аудиторской деятельности общепризнанным международным стандартам аудита, В целях дальнейшего улучшения условий для развития рынка аудиторских услуг, внедрения современных подходов в регулировании аудиторской деятельности в соответствии с международными стандартами: 1. Определить следующие приоритетные направления развития аудиторской деятельности:
совершенствование законодательства Республики Узбекистан привлечение молодежи в аудиторскую профессию, в частности, обеспечение активного сотрудничества профессиональных общественных объединений с соответствующими высшими учебными заведениями;
повышение уровня вовлеченности аудиторских организаций активизация деятельности республиканских общественных объединений аудиторов по взаимодействию с международными организациями, устанавливающими международные стандарты аудита, распространению лучшего мирового опыта применения указанных стандартов. 2. Установить с 1 января 2019 года порядок, в соответствии с которым: выдается единая лицензия на осуществление аудиторской деятельности по проведению всех видов аудиторских проверок;
уставный капитал аудиторской организации формируется имуществом, учредителями аудиторской организации могут быть только аудиторы, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы;
минимальное количество аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы, составляет не менее аудиторские организации проходят не реже одного раза в три года внешний контроль качества работы; аудиторская проверка одного и того же хозяйствующего субъекта проводится не более семи лет подряд;
ежегодной обязательной аудиторской проверке также подлежат коммерческие организации при одновременном двух из следующих условий: балансовая стоимость активов свыше 100-тысячекратного размера минимальной заработной платы, выручка от реализации продукции
аудиторские организации публикуют на своих официальных веб-сайтах информацию о проведенных обязательных аудиторских проверках,
коммерческая организация, информация о которой не внесена в реестр аудиторских организаций, имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности в течение трех месяцев с даты внесения сведения
Действующие аудиторские организации должны в срок до 1 января 3. Отменить с 1 января 2019 года требования: к минимальному размеру уставного капитала аудиторских организаций; по аттестации руководителей аудиторских организаций;
по выбору аудиторской организации для проведения внешнего аудита 4. Определить, что с 1 января 2020 года: аудиторские организации осуществляют аудиторскую деятельность исключительно на основе международных стандартов аудита; республиканские общественные объединения бухгалтеров и аудиторов проходят аккредитацию в Министерстве финансов Республики Узбекистан; внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательную аудиторскую проверку, осуществляется Министерством финансов Республики Узбекистан не реже одного раза в три года, с последующей публикацией его результатов на своем веб-сайте. Создать в структуре управления методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Узбекистан отдел взаимодействия с профессиональными организациями и проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций численностью четыре единицы, увеличив предельную численность управленческого персонала центрального аппарата Министерства финансов Республики Узбекистан. 5. Согласиться с предложениями Министерства финансов Республики Узбекистан и республиканских общественных объединений аудиторов, предусматривающие с 1 января 2019 года: выдачу квалификационного сертификата аудитора на первоначальный пятилетний срок, продление на очередной десятилетний срок и последующий бессрочный период; продление срока действия квалификационного сертификата аудитора на бессрочный период без сдачи квалификационного экзамена, при наличии международного сертификата бухгалтера или непрерывного стажа работы аудитором в одной аудиторской организации более 10 лет; установление для претендентов на получение квалификационного сертификата аудитора, имеющих диплом магистра по специальностям бухгалтерский учет и аудит, требования к стажу практической работы (в том числе по совместительству) не менее одного года в аудиторской организации; внедрение практики прохождения специального обучения по подготовке аудиторов в негосударственных образовательных учреждениях для претендентов на получение квалификационного сертификата аудитора на добровольной основе. 6. Утвердить План мероприятий («Дорожная карта») по дальнейшему развитию аудиторской деятельности в Республике Узбекистан согласно приложению № 1.
7. Обеспечить на ежегодной основе до 1 июля размещение
а) Центра по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции информации идентифицирующих данных хозяйствующего субъекта (наименование, почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика); идентифицирующих данных аудиторской организации (наименование, почтовый адрес, дата и номер лицензии на осуществление аудиторской деятельности), а также руководителя аудиторской организации и аудиторов, принимавших участие в проверке (Ф.И.О., дата и номер квалификационного сертификата аудитора); перечня и периода финансовой отчетности, в отношении которой проводилась аудиторская проверка с приложением копии аудиторского заключения. б) Государственного налогового комитета Республики Узбекистан информации о: хозяйствующих субъектах, подлежащих и прошедших обязательную аудиторскую проверку, с указанием аудиторской организации, проводившей такую проверку; хозяйствующих субъектах, уклонившихся от проведения обязательной аудиторской проверки, и примененных к ним штрафных санкциях. в) Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан информации об аудиторских организациях, которые прошли государственную регистрацию в центрах государственных услуг. 8. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан на основе изучения действующих учебных программ высших образовательных учреждений в области бухгалтерского учета и аудита, в том числе зарубежных:
в течение 2018/2019 учебного года провести комплексный анализ и мониторинг реализации учебных планов и программ высших образовательных учреждений в области бухгалтерского учета и аудита, включить в учебные планы и программы специализированных высших образовательных учреждений дисциплины по международным стандартам аудита и международным стандартам финансовой отчетности. 9. Министерству финансов Республики Узбекистан: а) совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления. б) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан до 1 января 2019 года создать программный комплекс интерактивного электронного взаимодействия с аудиторскими организациями, а также республиканскими общественными объединениями бухгалтеров и аудиторов; в) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, республиканскими общественными объединениями аудиторов в срок до 1 января 2019 года внести в Кабинет Министров предложения: по развитию взаимодействия с Международной федерацией бухгалтеров по вопросам имплементации в отечественную практику международных стандартов аудита, обеспечивающую их своевременное признание для применения на территории Республики Узбекистан; по усилению мер административной ответственности за нарушение законодательства об аудиторской деятельности; г) обеспечить до 1 января 2019 года выдачу лицензий на осуществление аудиторской деятельности нового образца действующим аудиторским организациям, отвечающим требованиям установленным настоящим постановлением; д) совместно с Министерством юстиции и Государственным налоговым комитетом после 1 января 2019 года принять меры в установленном порядке по прекращению действия лицензий аудиторских организаций, не отвечающих требованиям настоящего постановления. 10. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан с 1 января 2019 года согласно приложению № 2.
План мероприятий («Дорожная карта») по дальнейшему развитию аудиторской деятельности в Республике Узбекистан
|
Наименование мероприятия | Форма реализации | Срок реализации | Исполнители |
---|---|---|---|
Широкое обсуждение проекта документа | размещение для обсуждения на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан и на веб-сайте Министерства финансов. Направление на согласование в заинтересованные министерства и ведомства | сентябрь 2018 года | Министерство финансов Республики Узбекистан и заинтересованные министерства, ведомства, профессиональное сообщество аудиторов |
2018-06-25 13:48:29
Fedchenko Natalya Yurevnaминимальное количество аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы, составляет не менее
двух штатных аудиторов;
2018-07-03 17:29:19
Фроянченко Борис Михайловичминимальное количество аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы, составляет не менее
трех штатных аудиторов
ежегодной обязательной аудиторской проверке также подлежат коммерческие организации при одновременном соблюдении двух из следующих условий: балансовая стоимость активов свыше 100-тысячекратного размера минимальной заработной платы, выручка от реализации продукции
(работ, услуг) более 200-тысячекратного размера минимальной заработной платы, среднегодовая численность работников свыше 100 человек по итогам отчетного года;
2018-07-03 17:33:06
Фроянченко Борис Михайловичв мировой практике самые высокие требования по минимальной численности аудиторов в аудиторской организации не превышают трех аудиторов.
2018-07-04 12:37:18
BADIN VYACHESLAV VIKTOROVICH2. Установить с 1 января 2019 года порядок, в соответствии с которым:
минимальное количество аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы, составляет не менее
двух штатных аудиторов;
2018-07-04 12:59:09
BADIN VYACHESLAV VIKTOROVICHРоссийская Федерация - 3 аудитора. Положение о лицензировании аудиторской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 80)
2018-07-04 12:59:55
BADIN VYACHESLAV VIKTOROVICHКазахстан - 2 аудитора. Закон Республики Казахстан “Об Аудиторской деятельности ” №304-1 от 20.11.1998 г.
2018-07-04 13:00:07
BADIN VYACHESLAV VIKTOROVICHГрузия - 1 аудитор. Закон Грузии “Об аудите бухгалтерского учета и финансовой отчетности”№6598-ВС от 29.06.2012 г https://matsne.gov.ge/ru/document/download/1698895...
2018-07-04 13:00:19
BADIN VYACHESLAV VIKTOROVICHЭстония 1 аудитор Акт об аудите от 27.01.2010 г. https://www.riigiteataja.ee/akt/AudS
2018-07-04 13:16:04
BADIN VYACHESLAV VIKTOROVICHАзербайджан – 1 аудитор. Закон «Об аудиторской службе» №882 от 16.09.1994 г http://www.audit.gov.az/uploads/Auditor_xidmeti_ha...
2018-07-06 06:38:36
Погосян Андрей Армаисовичминимальное количество аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы, составляет не менее двух штатных аудиторов;