Поиск

Расширенный поиск

 

 
 

 
 
 

Название документа

Закон Республики Узбекистан "О Счётной палате Республики Узбекистан"

Тип документаЗакон
Орган, утверждающий документЗаконодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан
РазработчикСчетная палата Республики Узбекистан
Дата размещения документа26.06.2018 18:29
Дата завершения обсуждения11.07.2018 23:59
Вид документаПроект НПА
Текущее состояние документаОбсуждение прекращено
Обоснования необходимости принятия проектаВ соответствии с пунктом 29 Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 22 января 2018 года № УП–5308, Счётной палатой Республики Узбекистан разработан проект Закона Республики Узбекистан "О Счётной палате Республики Узбекистан"
Планируемый срок вступления в силу01.01.2019
Номер письма о соглашениисогласованно в рабочем порядке
Номер и дата письма согласования Генеральной прокуратурой Республики УзбекистанПисьмо Счётной палаты от 25 июня 2018 года №12/02-327

ПРОЕКТ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

"О Счетной палате Республики Узбекистан"

Статья 3. Правовой статус Счетной палаты

Счетная палата является высшим органом внешнего аудита и финансового контроля.

Счетная палата является самостоятельным структурным подразделением аппарата Президента Республики Узбекистан.

Счетная палата имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием.

Статья 4. Основные задачи и направления деятельности Счетной палаты

Основными задачами и направлениями деятельности Счетной палаты являются:

осуществление системного анализ формирования параметров проекта Государственного бюджета Республики Узбекистан (далее – Государственный бюджет) и их соответствия приоритетам социально-экономического развития страны;

осуществление аудита обеспеченности принимаемых государственных программ развития Республики Узбекистан источниками финансирования;

изучение и контроль полноты поступлений средств в бюджеты бюджетной системы и иные фонды, созданные в соответствии с законодательством;

выявление и мобилизация резервов для увеличения доходов бюджетов бюджетной системы и иных фондов, созданных в соответствии с законодательством, путем широкого применения современных информационных технологий;

проведение аудита эффективности и законности осуществляемых расходов бюджетов бюджетной системы и иных фондов, созданных в соответствии с законодательством, выявление резервов по их сокращению на всех уровнях;

осуществление оценки целесообразности и обоснованности инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы и иных фондов, созданных в соответствии с законодательством
и государственных заимствований;

выработка предложений по дальнейшему совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, внедрение современных методов бюджетного планирования путем обобщения и изучения причин системных нарушений, а также оправдавшего себя международного опыта;

осуществление оценки оптимальности соотношения между республиканским бюджетом Республики Узбекистан и бюджетом Республики Каракалпакстан, местными бюджетами областей и города Ташкента, правильности разграничения доходных полномочий и расходных обязательств органов государственной власти на местах, выработку предложений по обеспечению их финансовой самодостаточности;

организацию и осуществление контроля за своевременным выделением и эффективным освоением средств, выделяемых на финансирование проектов в рамках государственных программ развития Республики Узбекистан, исполнением актов и поручений Президента Республики Узбекистан;

проведение внешнего аудита денежно-кредитной и валютной политики Республики Узбекистан, состояния активов и обязательств Республики Узбекистан, управления золотовалютными резервами, а также операций, осуществляемых с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

предупреждения коррупционных правонарушений в бюджетной сфере.


Статья 6. Принцип законности

Должностные лица Счетной палаты в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать и исполнять требования Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона и иных актов законодательства.

Всякое отступление от точного исполнения и соблюдения законов, какими бы мотивами оно ни было вызвано, является нарушением законности и влечет за собой установленную ответственность.

Статья 8. Принцип открытости и прозрачности

Счетная палата осуществляет свою деятельность открыто и прозрачно, во взаимодействии с государственными органами.

Счетная палата ежегодно представляет отчет о своей деятельности Президенту Республики Узбекистан, Законодательной палате и Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Глава 2. Состав и структура Счетной палаты

Статья 9. Состав и структура Счетной палаты

Счетная палата образуется в составе председателя Счетной палаты, первого заместителя и заместителя председателя Счетной палаты, заведующих секторов, главных инспекторов, старших инспекторов и инспекторов Счетной палаты.

Структура, предельная штатная численность и Положение о Счетной палате утверждаются Президентом Республики Узбекистан.

Статья 10. Назначение и освобождение от должности должностных лиц Счетной палаты

Счетную палату возглавляет председатель Счетной палаты, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан. Указы Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности председателя Счетной палаты утверждаются Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Председатель Счетной палаты имеет первого заместителя и заместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Республики Узбекистан.

Заведующие секторов, главные инспектора, старшие инспектора и инспектора Счетной палаты назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению председателя Счетной палаты.

Работники вспомогательного персонала Счетной палаты принимаются на работу председателем Счетной палаты.

Статья 11. Полномочия председателя Счетной палаты

Председатель Счетной палаты обладает следующими полномочиями:

осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу;

представляет Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан ежегодные отчеты о деятельности Счетной палаты;

представляет Президенту Республики Узбекистан на системной основе информацию о деятельности Счетной палаты, в том числе по обеспечению полноты поступлений в Государственный бюджет;

принимает решения об организации контроля по вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты;

организует контроль за исполнением принятых Счетной палатой решений;

принимает участие в заседаниях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и их комитетов, а также заседаниях Кабинета Министров Республики Узбекистан при рассмотрении вопросов, касающихся деятельности Счетной палаты;

представляет должностных лиц Счетной палаты к государственным наградам Республики Узбекистан;

издает распоряжения и утверждает Регламент Счетной палаты;

заключает с соответствующими органами иностранных государств соглашения о сотрудничестве;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 12. Полномочия первого заместителя и заместителя председателя Счетной палаты

Первый заместитель и заместитель председателя Счетной палаты выполняют должностные обязанности в соответствии с законодательством и Регламентом Счетной палаты.

Первый заместитель председателя Счетной палаты исполняет в отсутствии председателя Счетной палаты его полномочия.

Первый заместитель и заместитель председателя Счетной палаты по поручению председателя Счетной палаты представляют Счетную палату внутри страны и за рубежом.

Статья 13. Права и обязанности должностных лиц Счетной палаты

Должностные лица Счетной палатыпри исполнении служебных обязанностей имеют право:

беспрепятственно посещать территории и помещения объектов контроля, иметь доступ к их документам и материалам, осматривать любые производственные, складские, торговые и другие помещения, если иное
не предусмотрено законодательством Республики Узбекистан;

в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений и для пресечения данных противоправных действий изымать необходимые документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Республики Узбекистан, составлять акт осмотра, изъятия и опись изъятых документов и, при необходимости, опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы;

направлять запросы должностным лицам государственных органов;

требовать от руководителей и других должностных лиц объектов контроля представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контроля, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;

знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля и хранящейся в электронной форме в базах данных объектов контроля, в том числе в установленном порядке
с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

знакомиться с технической документацией к электронным базам данных;

составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.

Должностные лица Счетной палаты могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Руководители объектов контроля обязаны создавать необходимые условия для работы должностных лиц Счетной палаты, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать техническое обслуживание.

Должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность объектов контроля, а также разглашать полученную информацию, предавать гласности свои выводы до принятия председателем Счетной палаты соответствующего решения.

Должностные лица Счетной палаты обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении контроля, объективно проводить контроль и достоверно отражать его результаты.

Должностные лица Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан за достоверность и объективность результатов проведенного ими контроля, представляемых в государственные органы или передаваемых гласности, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.



Статья 14. Обязательность исполнения требований должностных лиц Счетной палаты

Требования должностных лиц Счетной палаты, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей являются обязательными для государственных органов, а также для организаций и учреждений независимо от их подчиненности и формы собственности.

Статья 15. Ограничения должностных лиц Счетной палаты

Должностные лица Счетной палаты не вправе:

замещать иные должности в органах государственного и хозяйственного управления, а также в органах государственной власти на местах;

заниматься предпринимательской деятельностью;

вступать в политическую партию в период осуществления ими своих полномочий. Должностные лица Счетной палаты на период своих полномочий обязаны приостановить свое членство в политической партии в случае наличия такового.

Должностные лица Счетной палатыобязаны сообщать в порядке, предусмотренном законодательством, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

За несоблюдение ограничений, установленных настоящей статьей, должностные лица Счетной палаты несут ответственность, предусмотренную законодательством.

Статья 16. Подчиненность и подотчетность Счетной палаты

Счетная палата в своей деятельности подчиняется непосредственно Президенту Республики Узбекистан, подотчетна ему, а также палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Глава 3. Взаимодействие Счетной палаты с государственными органами и иными организациями

Статья 17. Взаимодействие Счетной палаты с государственными органами и иными организациями

Счетная палата в целях выполнения возложенных на нее задач осуществляет взаимодействие и обмен информацией, в том числе в электронной форме с государственными органами и иными организациями в порядке, установленном законодательством.

Счетная палата и Министерство финансов Республики Узбекистан осуществляют информационный обмен данными о лицах, привлеченных к административной ответственности за нарушение бюджетной и сметно-штатной дисциплины, в порядке, установленном соглашением о сотрудничестве.

Государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие Счетной палате при выполнении возложенных на нее задач.

Статья 18. Обязательность выполнения законных требований Счетной палаты

Законные требования Счетной палаты, в том числе о соблюдении законодательства, представлении документов, материалов контроля и других сведений, выделении специалистов, явке и даче объяснений по фактам нарушения законодательства обязательны для выполнения всеми государственными органами и иными организациями независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.

Документы, материалы и иные сведения, предусмотренные в части первой настоящей статьи, представляются безвозмездно.

Статья 19. Обязательность исполнения решений Счетной палаты

Решения, принятые Счетной палатой в рамках предоставленных ей полномочий, являются обязательными для исполнения государственными органами и иными организациями независимо от форм собственности

и подчиненности, а также их должностными лицами.

Обжалование решений Счетной палаты не приостанавливает их исполнение.

Глава 4. Полномочия Счетной палаты

Статья 20. Полномочия Счетной палаты

Счетная палата обладает следующими полномочиями:

запрашивает и получает от органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, иных органов и организаций материалы и сведения по вопросам, входящим в ее компетенцию;

получает доступ к базе данных государственных органов и организаций, используемых для реализации возложенных задач;

запрашивает и получает от Министерства финансов и Центрального банка Республики Узбекистан сведения о движении государственных средств по банковским счетам и единому казначейскому счету;

привлекает в пределах своей компетенции для проведения контроля государственные органы и их представителей, негосударственные аудиторские службы и отдельных специалистов;

привлекает работников финансовых, налоговых и других органов к осуществляемому контролю по оценке правильности прогноза доходов Государственного бюджета, расширению налогооблагаемой базы, обеспечению полноты собираемости налогов и учета объектов налогообложения;

получает письменные объяснения от должностных лиц объекта контроля по вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты;

организовывает последующий контроль и вносит по его результатам обязательные для исполнения предписания, а при выявлении данных, указывающих на признаки преступлений, в том числе признаки коррупционных правонарушений передает соответствующие материалы в правоохранительные органы;

проводит контроль по поручениям Президента Республики Узбекистан и палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан государственных органов и организаций независимо от формы собственности и вносит по его результатам Президенту Республики Узбекистан и палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан аналитические записки;

вносит по результатам контроля предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, повышению эффективности деятельности государственных органов
и организаций, отмене неэффективных налоговых и таможенных льгот, изменению ставок налогов, направленных на улучшение налогового администрирования и полноты охвата налогооблагаемой базы;

вносит государственным органам и организациям обязательные для исполнения предписания об устранении несоответствий в их базе данных;

вносит в Министерство финансов и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан, а также органы государственной власти на местах представления о применении мер дисциплинарных взысканий к руководителям территориальных финансовых органов и органов государственной налоговой службы;

вносит в аппарат Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о привлечении к ответственности руководителей министерств, ведомств, органов государственной власти на местах и иных организаций за некачественное и несвоевременное исполнение актов и поручений Президента Республики Узбекистан, неполное, недостоверное и несвоевременное предоставление информации о ходе их исполнения посредством Единой межведомственной электронной системы исполнительской дисциплины (далее - Единая система), а также допускающих бюрократизм и затягивание сроков решения вопросов;

вносит в министерства, ведомства, органы государственной власти на местах и иные организации представления о применении к их работникам мер дисциплинарных взысканий за некачественное и несвоевременное исполнение актов и поручений Президента Республики Узбекистан, неполное, недостоверное и несвоевременное предоставление информации о ходе исполнения актов и поручений Президента Республики Узбекистан посредством Единой системы;

организовывает взаимодействие с органами государственного финансового контроля, в том числе по вопросам планирования и проведения совместного контроля бюджетных организаций, получателей бюджетных средств, иных органов и организаций;

дает заключение о соответствии кандидатур на должности начальника Главного управления государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан и начальников его территориальных управлений;

выдает соответствующее заключение по всем вопросам, подлежащим предварительному согласованию со Счетной палатой;

осуществляет системное изучение процессов формирования макроэкономических показателей, бюджетно-налоговых и денежно-кредитных параметров, соблюдения их соответствия требованиям законодательства;

проводит анализ и контроль деятельности предприятий доходообразующих отраслей, направленных на выявление резервов дополнительных поступлений в бюджеты бюджетной системы;

осуществляет контроль за законностью проведения валютных, экспортных и импортных операций, а также поступления средств в бюджеты бюджетной системы по обязательным платежам от экспорта и импорта товаров (работ, услуг);

осуществляет контроля за воспроизводством и операциями с золотовалютными резервами, в том числе с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

проводит внешний аудит эффективности управления государственным долгом, контроль за своевременным его обслуживанием, организацию предметного контроля по вопросам эффективного использования средств иностранных кредитов, привлеченных от имени Республики Узбекистан или под ее гарантию;

проводит контроль по вопросам, связанным с поступлениями в бюджеты бюджетной системы средств от разгосударствления, приватизации и аренды государственного имущества;

осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных ссуд и кредитных линий;

проводит анализ эффективности выполнения финансовыми органами, включая казначейские подразделения, функций по контролю за целевым и эффективным использованием средств бюджетов бюджетной системы;

проводит изучение и оценку проекта Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, а также основных направлений налоговой и бюджетной политики;

осуществляет Государственный контроль за правильным применением требований законодательных актов в сфере государственных закупок;

проводит мониторинг по поручениям Президента Республики Узбекистан за формированием цен отдельных видов товаров на биржевых торгах;

осуществляет контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий с государственной долей собственности на предмет правильности начисления и выплаты дивидендов;

привлекает к административной ответственности за нарушение бюджетной и сметно-штатной дисциплины, воспрепятствование законной деятельности Счетной палаты, выразившееся в уклонении от исполнения или несвоевременном исполнении предписанийи представлений Счетной палаты, непредставлении доступа к базе данных и информации, представлении заведомо недостоверной информации, а также вмешательство в деятельность Счетной палаты и воздействие в какой бы то ни было форме на ее должностных лиц с целью воспрепятствовать законному исполнению возложенных задач и функций;

обращается в суд в целях защиты экономических интересов государства.

Счетная палата может иметь и иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 21. Исключительные полномочия Счетной палаты

К исключительным полномочиям Счетной палаты относятся:

осуществление контроля за поступлением и целевым использованием политическими партиями финансовых и иных средств;

осуществление внешнего аудита и оценки ежегодного отчета об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов;

осуществление контроля за законностью формирования, целевого и эффективного расходования средств Кабинета Министров и Министерства финансов Республики Узбекистан на банковских счетах;

осуществление контроля за формированием и использованием средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, а также иных фондов созданных при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

контроль за правильным и целевым использованием средств в иностранной валюте дипломатическими учреждениями Республики Узбекистан, находящимися за рубежом;

контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Центрального банка Республики Узбекистан, его структурных подразделений и учреждений.

Статья 22. Формы и виды контроля, осуществляемого Счетной палатой

Счетная палата в рамках возложенных задач и полномочий осуществляет контроль в форме ревизии, проверки (включая проверку в порядке контроля за устранением нарушений бюджетного законодательства, выявленных предыдущей ревизией или проверкой) и изучения в виде предварительного и последующего контроля.

Глава 5. Решения Счетной палаты

Статья 23. Предписание

При выявлении в ходе последующего контроля нарушений в финансово-хозяйственной деятельности и иной деятельности объектов контроля, наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также по результатам последующего контроля, в том числе достоверности базы данных государственных органов и организаций, используемых для исчисления налогов и других обязательных платежей, Счетная палата вправе направить руководителям объектов контроля или вышестоящей организации предписание для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Республики Узбекистан.

Предписание Счетной палаты принимается председателем Счетной палаты, а также первым заместителем или заместителем председателя Счетной палаты в случаях, установленных Регламентом Счетной палаты.

Предписание Счетной палаты должно содержать информацию о выявленных недостатках и нарушениях законодательства Республики Узбекистан и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Предписание Счетной палаты должно быть выполнено в указанный в предписании срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его внесения в объект контроля. Срок выполнения предписания может быть продлен по решению председателя Счетной палаты, но не более одного раза.

О принятых мерах по результатам выполнения предписания Счетная палата уведомляется в письменной форме руководителем объекта контроля или вышестоящей организации.

Статья 24. Представление

При выявлении в ходе последующего контроля не исполнения утвержденного прогноза доходов местных бюджетов и не сокращения налоговой задолженности по платежам в бюджет, Счетная палата вправе вносить в Министерство финансов и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан, а также в органы государственной власти на местах представления о применении мер дисциплинарных взысканий к руководителям территориальных финансовых органов и органов государственной налоговой службы.

За некачественное и несвоевременное исполнение актов и поручений Президента Республики Узбекистан, неполное, недостоверное и несвоевременное предоставление информации о ходе исполнения актов и поручений Президента Республики Узбекистан посредством Единой системы, Счетная палата вправе вносить в министерства, ведомства, органы государственной власти на местах и иные организации представления
о применении к их работникам мер дисциплинарных взысканий.

Представление Счетной палаты принимается председателем Счетной палаты, а также первым заместителем или заместителем председателя Счетной палаты в случаях, установленных Регламентом Счетной палаты.

Представление Счетной палаты должно содержать информацию о выявленных недостатках и требование о применении мер дисциплинарных взысканий, а также устранению причин и условий таких недостатков.

Представление Счетной палаты должно быть выполнено не позднее одного месяца со дня его внесения.

О принятых мерах по результатам выполнения представления Счетная палата уведомляется в письменной форме.


Статья 25. Аналитическая записка

Аналитическая записка готовится Счетной палатой по результатам контроля, проведенного по поручениям Президента Республики Узбекистан и палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также по результатам изучения определенной сферы предмета и деятельности объекта контроля.

Аналитическая записка подписывается председателем Счетной палаты, а также первым заместителем или заместителем председателя Счетной палаты в случаях, установленных Регламентом Счетной палаты.

Аналитическая записка должна содержать обобщенные данные о проведенном изучении или анализе, краткое описание выявленных проблем, имеющихся препятствий и недостатков, а также предложения по их устранению.

Статья 26. Заключение

Заключение готовится Счетной палатой по результатам предварительного контроля проекта Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой и бюджетной политики, а также по результатам внешнего аудита и оценки ежегодного отчета об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов.

Заключение подписывается председателем Счетной палаты, а также первым заместителем или заместителем председателя Счетной палаты в случаях, установленных Регламентом Счетной палаты.

Заключение должно содержать анализ обоснованности и целесообразности формированных параметров проекта Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой
и бюджетной политики, их соответствия приоритетам социально-экономического развития страны, а также информацию об исполнении основных показателей доходной и расходной части, оценку правильности составления ежегодного отчета об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов с указанием допущенных ошибок и отклонений, выявленных в ходе внешнего аудита и оценки.


Статья 27. Заявление

В целях защиты экономических интересов государства Счетная палата имеет право обратиться с заявлением в суд.

Заявление Счетной палаты рассматривается судом в порядке, предусмотренном законодательством.

С заявления Счетной палаты государственная пошлина не взимается.

Глава 6. Организация деятельности Счетной палаты

Статья 28. Регламент Счетной палаты

Внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между первым заместителем и заместителем председателя Счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения контрольных мероприятий определяются Регламентом Счетной палаты, утверждаемым председателем Счетной палаты.

Статья 29. Планирование работы Счетной палаты

Счетная палата организует свою деятельность на основе годовой программы контрольных работ, которая формируется исходя из необходимости обеспечения действенного системного контроля за вопросами, входящими
в компетенцию Счетной палаты. Годовая программа контрольных работ утверждается председателем Счетной палаты.

Обязательному рассмотрению при формировании планов годовой программы контрольных работ Счетной палаты подлежат поручения Президента Республики Узбекистан и запросы палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Контроль, проводимый на основании поручений Президента Республики Узбекистан в отношении объектов контроля, подлежит включению в годовую программу контрольных работ Счетной палаты.


Статья 30. Стандарты контроля Счетной палаты

Счетная палата самостоятельно разрабатывает и утверждает в установленном порядке стандарты контроля Счетной палаты - внутренние и внешние.

Внутренние стандарты контроля Счетной палаты - нормативные документы, определяющие характеристики, правила и процедуры организации в Счетной палате методологического обеспечения, планирования работы, подготовки отчетов, взаимодействия с другими органами государственного финансового контроля и иных видов внутренней деятельности Счетной палаты.

Внутренние стандарты контроля Счетной палаты являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами Счетной палаты.

Внешние стандарты контроля Счетной палаты – нормативно-правовые акты, определяющие общие требования, характеристики, правила и процедуры осуществления контроля.

Глава 7. Обеспечение деятельности Счетной палаты

Статья 31. Гарантии правовой защиты должностных лиц Счетной палаты

Должностные лица Счетной палаты находятся под защитой государства.

Должностные лица Счетной палаты при выполнении своих обязанностей подчиняются только непосредственному или прямому руководителю.

Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность должностных лиц Счетной палаты, кроме лиц, прямо уполномоченных законом, а также принуждать должностных лиц Счетной палаты к выполнению обязанностей, которые законом не возложены на Счетную палату.

Должностное лицо Счетной палаты не обязано давать какие-либо объяснения по находящимся у него материалам контроля, а также предоставлять такие материалы, в том числе затрагивающие интересы объектов контроля, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Статья 33. Материальное и социальное обеспечение должностных лиц Счетной палаты

Председатель Счетной палаты по статусу, условиям оплаты труда, медицинского обслуживания и транспортного обеспечения приравнивается к Государственному советнику Президента Республики Узбекистан, первый заместитель председателя Счетной палаты - к первому заместителю Государственного советника Президента Республики Узбекистан, заместитель председателя Счетной палаты - к заместителю Государственного советника Президента Республики Узбекистан, заведующие сектором, главные инспектора, старшие инспектора и инспектора Счетной палаты - к соответствующим работникам аппарата Президента Республики Узбекистан.

За должностными лицами Счетной палаты сохраняются надбавки и доплаты за выслугу лет, воинские и специальные звания (классные чины, квалификационные классы, дипломатические ранги и другие), присвоенные
по прежнему месту работы.

Должностные лица Счетной палаты пользуются всеми льготами, мерами материальной и социальной защиты, установленными для работников по прежнему месту работы, с учетом условий труда и с сохранением размеров должностного оклада и иных выплат, действующих в Счетной палате.

Время работы в Счетной палате включается в стаж работы, необходимый для получения воинских и специальных званий.

Присвоение воинских и специальных званий во время работы в Счетной палате производится по истечении сроков, необходимых для присвоения соответствующих воинских и специальных званий, в порядке, предусмотренном по прежнему месту работы.

За достигнутые высокие результаты трудовой деятельности, образцовое исполнение обязанностей, существенный вклад в развитие Счетной палаты,

а также другие особые заслуги должностные лица Счетной палаты могут быть представлены к награждению государственными наградами Республики Узбекистан.



Статья 34. Обеспечение должностных лиц Счетной палаты жилой площадью

Должностным лицам Счетной палаты за аренду (наем) жилых помещений выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Должностным лицам Счетной палаты предоставляется право приобретения квартир и земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов с использованием льготных долгосрочных ипотечных кредитов в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 35. Гарантии трудоустройства должностных лиц Счетной палаты

Должностным лицам Счетной палаты после прекращения их трудовой деятельности предоставляется прежняя работа (должность), занимаемая ими

до приема в Счетную палату, а при ее отсутствии — другая равнозначная работа (должность) в первоочередном порядке с учетом их специальности в государственных органах и иных организациях.

Статья 36. Финансовое и материально-техническое обеспечение Счетной палаты

Финансовое и материально-техническое обеспечение Счетной палаты осуществляется Управлением делами аппарата Президента Республики Узбекистан за счет средств Государственного бюджета.

В Счетной палате создается внебюджетный фонд, порядок формирования и использования которого определяется Президентом Республики Узбекистан.

Глава 8. Заключительные положения

Статья 37. Международное сотрудничество

Взаимодействие Счетной палаты с органами внешнего аудита и финансового контроля иностранных государств, международными организациями и их представительствами осуществляется в соответствии
с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.


Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства о Счетной палате

Лица, виновные в нарушении законодательства о Счетной палате, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 40. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Мне понравилось Мне не понравилось
Нравится: 0
Не нравится: 0

Общие комментарии и ответы

Ничего не найдено
Мне понравилось Мне не понравилось
Нравится: 0
Не нравится: 0
Проект Последняя редакция

ПРОЕКТ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

"О Счетной палате Республики Узбекистан"

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан (далее — Счетная палата).

Статья 2. Законодательство о Счетной палате

Законодательство о Счетной палате состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Статья 3. Правовой статус Счетной палаты

Счетная палата является высшим органом внешнего аудита и финансового контроля.

Счетная палата является самостоятельным структурным подразделением аппарата Президента Республики Узбекистан.

Счетная палата имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием.

Статья 4. Основные задачи и направления деятельности Счетной палаты

Основными задачами и направлениями деятельности Счетной палаты являются:

осуществление системного анализ формирования параметров проекта Государственного бюджета Республики Узбекистан (далее – Государственный бюджет) и их соответствия приоритетам социально-экономического развития страны;

осуществление аудита обеспеченности принимаемых государственных программ развития Республики Узбекистан источниками финансирования;

изучение и контроль полноты поступлений средств в бюджеты бюджетной системы и иные фонды, созданные в соответствии с законодательством;

выявление и мобилизация резервов для увеличения доходов бюджетов бюджетной системы и иных фондов, созданных в соответствии с законодательством, путем широкого применения современных информационных технологий;

проведение аудита эффективности и законности осуществляемых расходов бюджетов бюджетной системы и иных фондов, созданных в соответствии с законодательством, выявление резервов по их сокращению на всех уровнях;

осуществление оценки целесообразности и обоснованности инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы и иных фондов, созданных в соответствии с законодательством
и государственных заимствований;

выработка предложений по дальнейшему совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, внедрение современных методов бюджетного планирования путем обобщения и изучения причин системных нарушений, а также оправдавшего себя международного опыта;

осуществление оценки оптимальности соотношения между республиканским бюджетом Республики Узбекистан и бюджетом Республики Каракалпакстан, местными бюджетами областей и города Ташкента, правильности разграничения доходных полномочий и расходных обязательств органов государственной власти на местах, выработку предложений по обеспечению их финансовой самодостаточности;

организацию и осуществление контроля за своевременным выделением и эффективным освоением средств, выделяемых на финансирование проектов в рамках государственных программ развития Республики Узбекистан, исполнением актов и поручений Президента Республики Узбекистан;

проведение внешнего аудита денежно-кредитной и валютной политики Республики Узбекистан, состояния активов и обязательств Республики Узбекистан, управления золотовалютными резервами, а также операций, осуществляемых с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

предупреждения коррупционных правонарушений в бюджетной сфере.


Статья 5. Основные принципы деятельности Счетной палаты

Основными принципами деятельности Счетной палаты являются законность, независимость, открытость и прозрачность.

Статья 6. Принцип законности

Должностные лица Счетной палаты в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать и исполнять требования Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона и иных актов законодательства.

Всякое отступление от точного исполнения и соблюдения законов, какими бы мотивами оно ни было вызвано, является нарушением законности и влечет за собой установленную ответственность.

Статья 7. Принцип независимости

Счетная палата осуществляет свои полномочия самостоятельно и независимо от всех государственных органов и организаций, их должностных лиц, подчиняясь только закону.

Вмешательство государственных органов, иных организаций и должностных лиц в деятельность Счетной палаты запрещается.

Статья 8. Принцип открытости и прозрачности

Счетная палата осуществляет свою деятельность открыто и прозрачно, во взаимодействии с государственными органами.

Счетная палата ежегодно представляет отчет о своей деятельности Президенту Республики Узбекистан, Законодательной палате и Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Глава 2. Состав и структура Счетной палаты

Статья 9. Состав и структура Счетной палаты

Счетная палата образуется в составе председателя Счетной палаты, первого заместителя и заместителя председателя Счетной палаты, заведующих секторов, главных инспекторов, старших инспекторов и инспекторов Счетной палаты.

Структура, предельная штатная численность и Положение о Счетной палате утверждаются Президентом Республики Узбекистан.

Статья 10. Назначение и освобождение от должности должностных лиц Счетной палаты

Счетную палату возглавляет председатель Счетной палаты, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан. Указы Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности председателя Счетной палаты утверждаются Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Председатель Счетной палаты имеет первого заместителя и заместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Республики Узбекистан.

Заведующие секторов, главные инспектора, старшие инспектора и инспектора Счетной палаты назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению председателя Счетной палаты.

Работники вспомогательного персонала Счетной палаты принимаются на работу председателем Счетной палаты.

Статья 11. Полномочия председателя Счетной палаты

Председатель Счетной палаты обладает следующими полномочиями:

осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу;

представляет Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан ежегодные отчеты о деятельности Счетной палаты;

представляет Президенту Республики Узбекистан на системной основе информацию о деятельности Счетной палаты, в том числе по обеспечению полноты поступлений в Государственный бюджет;

принимает решения об организации контроля по вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты;

организует контроль за исполнением принятых Счетной палатой решений;

принимает участие в заседаниях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и их комитетов, а также заседаниях Кабинета Министров Республики Узбекистан при рассмотрении вопросов, касающихся деятельности Счетной палаты;

представляет должностных лиц Счетной палаты к государственным наградам Республики Узбекистан;

издает распоряжения и утверждает Регламент Счетной палаты;

заключает с соответствующими органами иностранных государств соглашения о сотрудничестве;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 12. Полномочия первого заместителя и заместителя председателя Счетной палаты

Первый заместитель и заместитель председателя Счетной палаты выполняют должностные обязанности в соответствии с законодательством и Регламентом Счетной палаты.

Первый заместитель председателя Счетной палаты исполняет в отсутствии председателя Счетной палаты его полномочия.

Первый заместитель и заместитель председателя Счетной палаты по поручению председателя Счетной палаты представляют Счетную палату внутри страны и за рубежом.

Статья 13. Права и обязанности должностных лиц Счетной палаты

Должностные лица Счетной палатыпри исполнении служебных обязанностей имеют право:

беспрепятственно посещать территории и помещения объектов контроля, иметь доступ к их документам и материалам, осматривать любые производственные, складские, торговые и другие помещения, если иное
не предусмотрено законодательством Республики Узбекистан;

в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений и для пресечения данных противоправных действий изымать необходимые документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Республики Узбекистан, составлять акт осмотра, изъятия и опись изъятых документов и, при необходимости, опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы;

направлять запросы должностным лицам государственных органов;

требовать от руководителей и других должностных лиц объектов контроля представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контроля, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;

знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля и хранящейся в электронной форме в базах данных объектов контроля, в том числе в установленном порядке
с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

знакомиться с технической документацией к электронным базам данных;

составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.

Должностные лица Счетной палаты могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Руководители объектов контроля обязаны создавать необходимые условия для работы должностных лиц Счетной палаты, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать техническое обслуживание.

Должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность объектов контроля, а также разглашать полученную информацию, предавать гласности свои выводы до принятия председателем Счетной палаты соответствующего решения.

Должностные лица Счетной палаты обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении контроля, объективно проводить контроль и достоверно отражать его результаты.

Должностные лица Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан за достоверность и объективность результатов проведенного ими контроля, представляемых в государственные органы или передаваемых гласности, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.



Статья 14. Обязательность исполнения требований должностных лиц Счетной палаты

Требования должностных лиц Счетной палаты, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей являются обязательными для государственных органов, а также для организаций и учреждений независимо от их подчиненности и формы собственности.

Статья 15. Ограничения должностных лиц Счетной палаты

Должностные лица Счетной палаты не вправе:

замещать иные должности в органах государственного и хозяйственного управления, а также в органах государственной власти на местах;

заниматься предпринимательской деятельностью;

вступать в политическую партию в период осуществления ими своих полномочий. Должностные лица Счетной палаты на период своих полномочий обязаны приостановить свое членство в политической партии в случае наличия такового.

Должностные лица Счетной палатыобязаны сообщать в порядке, предусмотренном законодательством, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

За несоблюдение ограничений, установленных настоящей статьей, должностные лица Счетной палаты несут ответственность, предусмотренную законодательством.

Статья 16. Подчиненность и подотчетность Счетной палаты

Счетная палата в своей деятельности подчиняется непосредственно Президенту Республики Узбекистан, подотчетна ему, а также палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Глава 3. Взаимодействие Счетной палаты с государственными органами и иными организациями

Статья 17. Взаимодействие Счетной палаты с государственными органами и иными организациями

Счетная палата в целях выполнения возложенных на нее задач осуществляет взаимодействие и обмен информацией, в том числе в электронной форме с государственными органами и иными организациями в порядке, установленном законодательством.

Счетная палата и Министерство финансов Республики Узбекистан осуществляют информационный обмен данными о лицах, привлеченных к административной ответственности за нарушение бюджетной и сметно-штатной дисциплины, в порядке, установленном соглашением о сотрудничестве.

Государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие Счетной палате при выполнении возложенных на нее задач.

Статья 18. Обязательность выполнения законных требований Счетной палаты

Законные требования Счетной палаты, в том числе о соблюдении законодательства, представлении документов, материалов контроля и других сведений, выделении специалистов, явке и даче объяснений по фактам нарушения законодательства обязательны для выполнения всеми государственными органами и иными организациями независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.

Документы, материалы и иные сведения, предусмотренные в части первой настоящей статьи, представляются безвозмездно.

Статья 19. Обязательность исполнения решений Счетной палаты

Решения, принятые Счетной палатой в рамках предоставленных ей полномочий, являются обязательными для исполнения государственными органами и иными организациями независимо от форм собственности

и подчиненности, а также их должностными лицами.

Обжалование решений Счетной палаты не приостанавливает их исполнение.

Глава 4. Полномочия Счетной палаты

Статья 20. Полномочия Счетной палаты

Счетная палата обладает следующими полномочиями:

запрашивает и получает от органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, иных органов и организаций материалы и сведения по вопросам, входящим в ее компетенцию;

получает доступ к базе данных государственных органов и организаций, используемых для реализации возложенных задач;

запрашивает и получает от Министерства финансов и Центрального банка Республики Узбекистан сведения о движении государственных средств по банковским счетам и единому казначейскому счету;

привлекает в пределах своей компетенции для проведения контроля государственные органы и их представителей, негосударственные аудиторские службы и отдельных специалистов;

привлекает работников финансовых, налоговых и других органов к осуществляемому контролю по оценке правильности прогноза доходов Государственного бюджета, расширению налогооблагаемой базы, обеспечению полноты собираемости налогов и учета объектов налогообложения;

получает письменные объяснения от должностных лиц объекта контроля по вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты;

организовывает последующий контроль и вносит по его результатам обязательные для исполнения предписания, а при выявлении данных, указывающих на признаки преступлений, в том числе признаки коррупционных правонарушений передает соответствующие материалы в правоохранительные органы;

проводит контроль по поручениям Президента Республики Узбекистан и палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан государственных органов и организаций независимо от формы собственности и вносит по его результатам Президенту Республики Узбекистан и палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан аналитические записки;

вносит по результатам контроля предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, повышению эффективности деятельности государственных органов
и организаций, отмене неэффективных налоговых и таможенных льгот, изменению ставок налогов, направленных на улучшение налогового администрирования и полноты охвата налогооблагаемой базы;

вносит государственным органам и организациям обязательные для исполнения предписания об устранении несоответствий в их базе данных;

вносит в Министерство финансов и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан, а также органы государственной власти на местах представления о применении мер дисциплинарных взысканий к руководителям территориальных финансовых органов и органов государственной налоговой службы;

вносит в аппарат Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о привлечении к ответственности руководителей министерств, ведомств, органов государственной власти на местах и иных организаций за некачественное и несвоевременное исполнение актов и поручений Президента Республики Узбекистан, неполное, недостоверное и несвоевременное предоставление информации о ходе их исполнения посредством Единой межведомственной электронной системы исполнительской дисциплины (далее - Единая система), а также допускающих бюрократизм и затягивание сроков решения вопросов;

вносит в министерства, ведомства, органы государственной власти на местах и иные организации представления о применении к их работникам мер дисциплинарных взысканий за некачественное и несвоевременное исполнение актов и поручений Президента Республики Узбекистан, неполное, недостоверное и несвоевременное предоставление информации о ходе исполнения актов и поручений Президента Республики Узбекистан посредством Единой системы;

организовывает взаимодействие с органами государственного финансового контроля, в том числе по вопросам планирования и проведения совместного контроля бюджетных организаций, получателей бюджетных средств, иных органов и организаций;

дает заключение о соответствии кандидатур на должности начальника Главного управления государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан и начальников его территориальных управлений;

выдает соответствующее заключение по всем вопросам, подлежащим предварительному согласованию со Счетной палатой;

осуществляет системное изучение процессов формирования макроэкономических показателей, бюджетно-налоговых и денежно-кредитных параметров, соблюдения их соответствия требованиям законодательства;

проводит анализ и контроль деятельности предприятий доходообразующих отраслей, направленных на выявление резервов дополнительных поступлений в бюджеты бюджетной системы;

осуществляет контроль за законностью проведения валютных, экспортных и импортных операций, а также поступления средств в бюджеты бюджетной системы по обязательным платежам от экспорта и импорта товаров (работ, услуг);

осуществляет контроля за воспроизводством и операциями с золотовалютными резервами, в том числе с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

проводит внешний аудит эффективности управления государственным долгом, контроль за своевременным его обслуживанием, организацию предметного контроля по вопросам эффективного использования средств иностранных кредитов, привлеченных от имени Республики Узбекистан или под ее гарантию;

проводит контроль по вопросам, связанным с поступлениями в бюджеты бюджетной системы средств от разгосударствления, приватизации и аренды государственного имущества;

осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных ссуд и кредитных линий;

проводит анализ эффективности выполнения финансовыми органами, включая казначейские подразделения, функций по контролю за целевым и эффективным использованием средств бюджетов бюджетной системы;

проводит изучение и оценку проекта Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, а также основных направлений налоговой и бюджетной политики;

осуществляет Государственный контроль за правильным применением требований законодательных актов в сфере государственных закупок;

проводит мониторинг по поручениям Президента Республики Узбекистан за формированием цен отдельных видов товаров на биржевых торгах;

осуществляет контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий с государственной долей собственности на предмет правильности начисления и выплаты дивидендов;

привлекает к административной ответственности за нарушение бюджетной и сметно-штатной дисциплины, воспрепятствование законной деятельности Счетной палаты, выразившееся в уклонении от исполнения или несвоевременном исполнении предписанийи представлений Счетной палаты, непредставлении доступа к базе данных и информации, представлении заведомо недостоверной информации, а также вмешательство в деятельность Счетной палаты и воздействие в какой бы то ни было форме на ее должностных лиц с целью воспрепятствовать законному исполнению возложенных задач и функций;

обращается в суд в целях защиты экономических интересов государства.

Счетная палата может иметь и иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 21. Исключительные полномочия Счетной палаты

К исключительным полномочиям Счетной палаты относятся:

осуществление контроля за поступлением и целевым использованием политическими партиями финансовых и иных средств;

осуществление внешнего аудита и оценки ежегодного отчета об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов;

осуществление контроля за законностью формирования, целевого и эффективного расходования средств Кабинета Министров и Министерства финансов Республики Узбекистан на банковских счетах;

осуществление контроля за формированием и использованием средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, а также иных фондов созданных при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

контроль за правильным и целевым использованием средств в иностранной валюте дипломатическими учреждениями Республики Узбекистан, находящимися за рубежом;

контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Центрального банка Республики Узбекистан, его структурных подразделений и учреждений.

Статья 22. Формы и виды контроля, осуществляемого Счетной палатой

Счетная палата в рамках возложенных задач и полномочий осуществляет контроль в форме ревизии, проверки (включая проверку в порядке контроля за устранением нарушений бюджетного законодательства, выявленных предыдущей ревизией или проверкой) и изучения в виде предварительного и последующего контроля.

Глава 5. Решения Счетной палаты

Статья 23. Предписание

При выявлении в ходе последующего контроля нарушений в финансово-хозяйственной деятельности и иной деятельности объектов контроля, наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также по результатам последующего контроля, в том числе достоверности базы данных государственных органов и организаций, используемых для исчисления налогов и других обязательных платежей, Счетная палата вправе направить руководителям объектов контроля или вышестоящей организации предписание для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Республики Узбекистан.

Предписание Счетной палаты принимается председателем Счетной палаты, а также первым заместителем или заместителем председателя Счетной палаты в случаях, установленных Регламентом Счетной палаты.

Предписание Счетной палаты должно содержать информацию о выявленных недостатках и нарушениях законодательства Республики Узбекистан и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Предписание Счетной палаты должно быть выполнено в указанный в предписании срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его внесения в объект контроля. Срок выполнения предписания может быть продлен по решению председателя Счетной палаты, но не более одного раза.

О принятых мерах по результатам выполнения предписания Счетная палата уведомляется в письменной форме руководителем объекта контроля или вышестоящей организации.

Статья 24. Представление

При выявлении в ходе последующего контроля не исполнения утвержденного прогноза доходов местных бюджетов и не сокращения налоговой задолженности по платежам в бюджет, Счетная палата вправе вносить в Министерство финансов и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан, а также в органы государственной власти на местах представления о применении мер дисциплинарных взысканий к руководителям территориальных финансовых органов и органов государственной налоговой службы.

За некачественное и несвоевременное исполнение актов и поручений Президента Республики Узбекистан, неполное, недостоверное и несвоевременное предоставление информации о ходе исполнения актов и поручений Президента Республики Узбекистан посредством Единой системы, Счетная палата вправе вносить в министерства, ведомства, органы государственной власти на местах и иные организации представления
о применении к их работникам мер дисциплинарных взысканий.

Представление Счетной палаты принимается председателем Счетной палаты, а также первым заместителем или заместителем председателя Счетной палаты в случаях, установленных Регламентом Счетной палаты.

Представление Счетной палаты должно содержать информацию о выявленных недостатках и требование о применении мер дисциплинарных взысканий, а также устранению причин и условий таких недостатков.

Представление Счетной палаты должно быть выполнено не позднее одного месяца со дня его внесения.

О принятых мерах по результатам выполнения представления Счетная палата уведомляется в письменной форме.


Статья 25. Аналитическая записка

Аналитическая записка готовится Счетной палатой по результатам контроля, проведенного по поручениям Президента Республики Узбекистан и палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также по результатам изучения определенной сферы предмета и деятельности объекта контроля.

Аналитическая записка подписывается председателем Счетной палаты, а также первым заместителем или заместителем председателя Счетной палаты в случаях, установленных Регламентом Счетной палаты.

Аналитическая записка должна содержать обобщенные данные о проведенном изучении или анализе, краткое описание выявленных проблем, имеющихся препятствий и недостатков, а также предложения по их устранению.

Статья 26. Заключение

Заключение готовится Счетной палатой по результатам предварительного контроля проекта Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой и бюджетной политики, а также по результатам внешнего аудита и оценки ежегодного отчета об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов.

Заключение подписывается председателем Счетной палаты, а также первым заместителем или заместителем председателя Счетной палаты в случаях, установленных Регламентом Счетной палаты.

Заключение должно содержать анализ обоснованности и целесообразности формированных параметров проекта Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой
и бюджетной политики, их соответствия приоритетам социально-экономического развития страны, а также информацию об исполнении основных показателей доходной и расходной части, оценку правильности составления ежегодного отчета об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов с указанием допущенных ошибок и отклонений, выявленных в ходе внешнего аудита и оценки.


Статья 27. Заявление

В целях защиты экономических интересов государства Счетная палата имеет право обратиться с заявлением в суд.

Заявление Счетной палаты рассматривается судом в порядке, предусмотренном законодательством.

С заявления Счетной палаты государственная пошлина не взимается.

Глава 6. Организация деятельности Счетной палаты

Статья 28. Регламент Счетной палаты

Внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между первым заместителем и заместителем председателя Счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения контрольных мероприятий определяются Регламентом Счетной палаты, утверждаемым председателем Счетной палаты.

Статья 29. Планирование работы Счетной палаты

Счетная палата организует свою деятельность на основе годовой программы контрольных работ, которая формируется исходя из необходимости обеспечения действенного системного контроля за вопросами, входящими
в компетенцию Счетной палаты. Годовая программа контрольных работ утверждается председателем Счетной палаты.

Обязательному рассмотрению при формировании планов годовой программы контрольных работ Счетной палаты подлежат поручения Президента Республики Узбекистан и запросы палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Контроль, проводимый на основании поручений Президента Республики Узбекистан в отношении объектов контроля, подлежит включению в годовую программу контрольных работ Счетной палаты.


Статья 30. Стандарты контроля Счетной палаты

Счетная палата самостоятельно разрабатывает и утверждает в установленном порядке стандарты контроля Счетной палаты - внутренние и внешние.

Внутренние стандарты контроля Счетной палаты - нормативные документы, определяющие характеристики, правила и процедуры организации в Счетной палате методологического обеспечения, планирования работы, подготовки отчетов, взаимодействия с другими органами государственного финансового контроля и иных видов внутренней деятельности Счетной палаты.

Внутренние стандарты контроля Счетной палаты являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами Счетной палаты.

Внешние стандарты контроля Счетной палаты – нормативно-правовые акты, определяющие общие требования, характеристики, правила и процедуры осуществления контроля.

Глава 7. Обеспечение деятельности Счетной палаты

Статья 31. Гарантии правовой защиты должностных лиц Счетной палаты

Должностные лица Счетной палаты находятся под защитой государства.

Должностные лица Счетной палаты при выполнении своих обязанностей подчиняются только непосредственному или прямому руководителю.

Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность должностных лиц Счетной палаты, кроме лиц, прямо уполномоченных законом, а также принуждать должностных лиц Счетной палаты к выполнению обязанностей, которые законом не возложены на Счетную палату.

Должностное лицо Счетной палаты не обязано давать какие-либо объяснения по находящимся у него материалам контроля, а также предоставлять такие материалы, в том числе затрагивающие интересы объектов контроля, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Статья 32. Гарантии неприкосновенности должностных лиц Счетной палаты

Должностное лицо Счетной палаты не может быть привлечено к уголовной ответственности, задержано, заключено под стражу, или подвергнуто административному взысканию без согласия председателя Счетной палаты.

Статья 33. Материальное и социальное обеспечение должностных лиц Счетной палаты

Председатель Счетной палаты по статусу, условиям оплаты труда, медицинского обслуживания и транспортного обеспечения приравнивается к Государственному советнику Президента Республики Узбекистан, первый заместитель председателя Счетной палаты - к первому заместителю Государственного советника Президента Республики Узбекистан, заместитель председателя Счетной палаты - к заместителю Государственного советника Президента Республики Узбекистан, заведующие сектором, главные инспектора, старшие инспектора и инспектора Счетной палаты - к соответствующим работникам аппарата Президента Республики Узбекистан.

За должностными лицами Счетной палаты сохраняются надбавки и доплаты за выслугу лет, воинские и специальные звания (классные чины, квалификационные классы, дипломатические ранги и другие), присвоенные
по прежнему месту работы.

Должностные лица Счетной палаты пользуются всеми льготами, мерами материальной и социальной защиты, установленными для работников по прежнему месту работы, с учетом условий труда и с сохранением размеров должностного оклада и иных выплат, действующих в Счетной палате.

Время работы в Счетной палате включается в стаж работы, необходимый для получения воинских и специальных званий.

Присвоение воинских и специальных званий во время работы в Счетной палате производится по истечении сроков, необходимых для присвоения соответствующих воинских и специальных званий, в порядке, предусмотренном по прежнему месту работы.

За достигнутые высокие результаты трудовой деятельности, образцовое исполнение обязанностей, существенный вклад в развитие Счетной палаты,

а также другие особые заслуги должностные лица Счетной палаты могут быть представлены к награждению государственными наградами Республики Узбекистан.



Статья 34. Обеспечение должностных лиц Счетной палаты жилой площадью

Должностным лицам Счетной палаты за аренду (наем) жилых помещений выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Должностным лицам Счетной палаты предоставляется право приобретения квартир и земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов с использованием льготных долгосрочных ипотечных кредитов в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 35. Гарантии трудоустройства должностных лиц Счетной палаты

Должностным лицам Счетной палаты после прекращения их трудовой деятельности предоставляется прежняя работа (должность), занимаемая ими

до приема в Счетную палату, а при ее отсутствии — другая равнозначная работа (должность) в первоочередном порядке с учетом их специальности в государственных органах и иных организациях.

Статья 36. Финансовое и материально-техническое обеспечение Счетной палаты

Финансовое и материально-техническое обеспечение Счетной палаты осуществляется Управлением делами аппарата Президента Республики Узбекистан за счет средств Государственного бюджета.

В Счетной палате создается внебюджетный фонд, порядок формирования и использования которого определяется Президентом Республики Узбекистан.

Глава 8. Заключительные положения

Статья 37. Международное сотрудничество

Взаимодействие Счетной палаты с органами внешнего аудита и финансового контроля иностранных государств, международными организациями и их представительствами осуществляется в соответствии
с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.


Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства о Счетной палате

Лица, виновные в нарушении законодательства о Счетной палате, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 39. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 40. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Наименование мероприятияФорма реализацииСрок реализацииИсполнители
Внесение проекта закона и материалов к нему в Кабинет Министров Республики Узбекистан.Внесение проекта Закона в Кабинет Министров Республики Узбекистан. 5.09.2018 г.Счётная палата Республики Узбекистан
Направление проекта закона и материалов к нему в Министерство юстиции Республики Узбекистан для проведения правовой экспертизы. Проведение правовой экспертизы15.08.2018 г.Счётная палата Республики Узбекистан
Направление проекта закона и материалов к нему заинтересованным министерствам, ведомствам и другим организациям для согласования (визирования).Направление проекта Закона на согласование в установленном порядке23.07.2018 г.Счётная палата Республики Узбекистан
Постатейное рассмотрение и обсуждение проекта закона с участием ответственных работников заинтересованных министерств, ведомств и других организаций, при необходимости с участием ответственного работника соответствующего информационно-аналитического департамента Кабинета Министров до его направления на окончательное согласование (визирование). Обсуждение проекта закона с участием ответственных работников заинтересованных министерств, ведомств и других организаций13.07.2018 г.Счётная палата Республики Узбекистан
Проведение общественного и профессионального (семинары, круглые столы) обсуждения проекта закона.Организация семинара 13.07.2018 г.Счётная палата Республики Узбекистан
Размещение проекта закона и материалов к нему на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан. Размещение проекта закона на Едином портале интерактивных государственных услуг03.07.2018 г.Счётная палата Республики Узбекистан
Направление проекта закона и материалов к нему заинтересованным министерствам, ведомствам и другим организациям для предварительного согласования.Направление проекта Закона на согласования в установленном порядке 03.07.2018 г.Счётная палата Республики Узбекистан
На основе концепции закона разработка проекта закона, а также иных необходимых материалов к проекту закона (пояснительная записка, сравнительная таблица, сопоставительная таблица, финансово-экономическое обоснование и др.).Разработка проекта Закона29.06.2018 г.Счётная палата Республики Узбекистан
На основе подготовленных материалов разработка концепции проекта закона.разработка концепции 07.04.2018 г.Счётная палата Республики Узбекистан
Изучение национального законодательства и общепризнанных принципов и норм международного права, а также опыта правового регулирования деятельности Счетной палаты и внесение по итогам изучения конкретных предложений по разработке концепции проекта закона.Изучение международного опыта 09.03.2018г.Счётная палата Республики Узбекистан
Проведение первого заседания рабочей группы по разработке проекта Закона Республики Узбекистан «О Счетной палате Республики Узбекистан» (далее – проект закона) (организация и планирование работы, распределение задач и др.). Проведение заседания рабочей группы26.02.2018 г.Счётная палата Республики Узбекистан