Поиск

Расширенный поиск

 

 
 

 
 
 

Название документа

О дополнительных мерах по повышению эффективности коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности

Тип документаПостановление
Орган, утверждающий документПрезидент Республики Узбекистан
РазработчикМинистерство Инновационного развития Республики Узбекистан
Дата размещения документа27.06.2018 15:00
Дата завершения обсуждения12.07.2018 23:59
Вид документаПроект НПА
Текущее состояние документаОбсуждение прекращено
Обоснования необходимости принятия проекта_
Планируемый срок вступления в силу01.08.2018
Номер письма о соглашении_
Номер и дата письма согласования Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан_

В стране проводится масштабная работа по обеспечению эффективного использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов на создание благоприятных условий для осуществления научной и научно-технической деятельности, обеспечения научно-технического и инновационного развития.

В частности, за 2014-2018 годы из средств Государственного бюджета Республики Узбекистан выделено 775 млрд сум на финансирование научно-прикладных и инновационных проектов и разработок, по результатам которых научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями запатентовано свыше 700 изобретений.

Вместе с тем, ускоренное развитие экономики обуславливает необходимость более полного использования имеющегося потенциала в коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности научно-исследовательских и высших образовательных учреждений страны.

Однако, анализ практического использования результатов научной и научно-технической деятельности свидетельствует об имеющихся системных проблемах в процессе их создания, правовой охраны и внедрения, в том числе:

первое, за последние 5 лет уровень коммерциализации изобретений, профинансированных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, не превышает 0,3 процента в год;

второе, основными критериями оценки эффективности деятельности научно-исследовательских и высших образовательных учреждений остается количество опубликованных научных статей и созданных объектов интеллектуальнойсобственности без учета результатов их внедрения;

третье, органы государственного и хозяйственного управления не проявляют должной ответственности за результаты научной и научно-технической деятельности подведомственных им научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, а также эффективность расходования государственных средств на научно-технические программы;

четвертое, не внедрены эффективные инструменты финансирования научных исследований, в том числе стимулирования предприятий реального сектора экономики к участию в реализации научно-прикладных и инновационных проектов и разработок;

пятое, действующая система стандартизации и сертификации не обеспечивает оперативное внедрение в производство результатов научной и научно-технической деятельности.

В целях обеспечения ускоренного внедрения отечественных научно-прикладных и инновационных проектов и разработок, повышения вклада науки в усиление конкурентоспособности экономики страны, а также создания эффективных механизмов продвижения перспективных отечественных достижений научной и научно-технической деятельности:

1. Считать основными задачами научно-исследовательских и высших образовательных учреждений (далее – учреждения) в сфере коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности:

ускоренное и широкое внедрение результатов научной и научно-технической деятельности с целью дальнейшего повышения конкурентоспособности экономики республики;

стимулирование процессов формирования научных «горизонтальных» и междисциплинарных связей, в том числе международных, создание совместных программ и коллективов;

ориентацию научной и научно-технической деятельности на получение практических результатов, направленных на решение конкретных задач развития отраслей экономики и социальной сферы, а также удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынков;

проведение инновационных исследований в области разработки высоких технологий, способствующих созданию высокотехнологичных производств;

направление исследований на ускоренную разработку продуктов и технологий с высокой степенью коммерциализации, отвечающих современным требованиям динамичного развития страны.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2018-07-11 16:38:57

Tursunova Madina Khusanovna

2. Установить, что:

результаты научной и научно-технической деятельности, созданные учреждениями в рамках выполнения государственных научно-технических программ фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, за исключением проектов в области гуманитарных и социальных наук, подлежат коммерциализации после завершения государственных научно-технических проектов и (или) их регистрации в установленном порядке;

проректоры по научной работе и инновациям и заместители директоров по науке учреждений несут персональную ответственность за своевременную коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности;

научные (ученые) советы учреждений имеют право принимать решение об охране интеллектуального (нематериального) результата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в режиме секрета производства (ноу-хау) или коммерческой тайны.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2018-06-28 11:40:12

Камбурова Венера Сейтумеровна

3. Определить основными способами коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности:

реализацию товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением результатов научной и научно-технической деятельности, или использование данных результатов для собственных нужд;

создание коммерческих организаций («стартап» компаний), одним из учредителей которых является учреждение (или специализированная аффилированная организация), внесшее в качестве вклада в уставной фонд объект интеллектуальной собственности или готовую технологию;

передачу имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности третьим лицам и предоставление права на использование данных объектов путем подписания лицензионных договоров, в том числе с условием последующей их коммерциализации приобретателем этих прав.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2018-06-28 11:41:19

Камбурова Венера Сейтумеровна

4. Агентству по интеллектуальной собственности и Министерству инновационного развития совместно с Академией наук Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок обеспечить инвентаризацию объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, с целью выявления перспективных объектов для дальнейшей коммерциализации.

Министерству инновационного развития совместно с Академией наук, Агентством по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан и учреждениями обеспечить коммерциализацию перспективных объектов интеллектуальной собственности, выявленных по итогам инвентаризации.

5. Установить, что при коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, по которым учреждение является обладателем исключительных прав, их авторы имеют преимущественное право на заключение лицензионного договора через коммерческую организацию, в которой они являются учредителями либо сотрудниками.

6. Освободить сроком до 1 июля 2021 года от уплаты налога на прибыль, единого налогового платежа, налога на добавленную стоимость и обязательных платежей в государственные целевые фонды (кроме единого социального платежа):

учреждения, проектно-конструкторские организации в части выполнения прикладных и инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых согласно договору, заключенному с субъектами предпринимательства;

субъекты предпринимательства в части объема продукции, выпускаемой в рамках лицензионных (сублицензионных) договоров по передаче (реализации) прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, компьютерные программы, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).

7. Определить, что в течение срока, указанного в пункте 6 настоящего постановления, налогооблагаемая база по налогу на прибыль субъектов предпринимательства уменьшается на сумму средств, затраченных на финансирование прикладных и инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых по договорам, заключенным с учреждениями и проектно-конструкторскими организациями.

8. Министерству финансов совместно с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год и последующие годы в рамках выделяемых средств по статье «наука» предусматривать направление не менее 20 процентов средств на:

финансирование проектов государственно-частного партнерства, направленных в том числе на создание государственно-частных научных кластеров, адаптацию научно-технических исследований к потребностям отраслей экономики и регионов республики, предусмотрев при этом участие частных партнеров в размере не менее 30 процентов от суммы проекта;

выделение грантов на коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности, в том числе экспертизу, сопровождение деятельности получателей бюджетных средств соответствующими консультантами, подготовку бизнес-планов в соответствии с международными стандартами.

9. Рекомендовать органам хозяйственного управления и крупным государственным предприятиям активное финансирование мероприятий, связанных с разработкой и внедрением новой техники и экологически чистых технологий, позволяющих заменить неэффективную и морально устаревшую инфраструктуру, а также снизить уровень загрязнения окружающей среды.

10. Согласиться с предложением Министерства инновационного развития, Министерства высшего и среднего специального образования, Академии наук Республики Узбекистан о введении с 1 октября 2018 года дополнительных единовременных вознаграждений:

авторам запатентованных объектов интеллектуальной собственности в размере десяти минимальных размеров заработной платы за счет внебюджетных средств учреждения;

авторам и научному коллективу, участвовавшему в разработке и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, в размере 40 и 30 процентов соответственно от средств, поступающих на счет учрежденияот их коммерциализации.

Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2018-07-11 17:45:12

Tursunova Madina Khusanovna

11. Министерству инновационного развития Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок на основе результатов изучения передового зарубежного опыта и национальной практики внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающего утверждение:

Положения о порядке осуществления коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;

Положения о порядке регистрации и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау);

Положения о порядке выплаты дополнительных единовременных вознаграждений авторам и научным коллективам научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, участвовавшим в разработке и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности.

12. Агентству по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан обеспечить предоставление Министерству инновационного развития Республики Узбекистан на постоянной основе информации по объектам интеллектуальной собственности, созданным за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан для обновления интерактивного Интернет-портала «Виртуальная ярмарка инноваций».

13. Установить, что:

государственные стандарты на инновационную продукцию разрабатываются техническими комитетами по стандартизации при органах государственного и хозяйственного управления по заявкам Министерства инновационного развития Республики Узбекистан;

государственные стандарты на инновационную продукцию должны содержать предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий и соответствовать международным стандартам или национальным стандартам развитых зарубежных стран;

покрытие расходов на регистрацию государственных стандартов и получение сертификатов на новую инновационную продукцию с целью организации опытного и серийного производства осуществляется за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей.

14. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан оказать дипломатическими средствами содействие учреждениям в коммерциализации ими результатов научной и научно-технической деятельности за рубежом, а также в их продвижении на международные рынки.

15. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, городов (районов) ежегодно совместно с центрами инновационных идей, разработок и технологий в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте формировать портфель заказов хозяйствующих субъектов на научно-прикладные и инновационные проекты и разработки ученых республики.

16. Министерству инновационного развития совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Холмурадова С.Р., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и министра инновационного развития Республики Узбекистан Абдурахмонова И.Ю.

Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев

Мне понравилось Мне не понравилось
Нравится: 2
Не нравится: 0

Общие комментарии и ответы

2018-06-28 09:22:19

Abrorov Sirojiddin Zuxriddin o'g'li
Мне понравилось Мне не понравилось
Нравится: 0
Не нравится: 0
Проект Последняя редакция

В стране проводится масштабная работа по обеспечению эффективного использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов на создание благоприятных условий для осуществления научной и научно-технической деятельности, обеспечения научно-технического и инновационного развития.

В частности, за 2014-2018 годы из средств Государственного бюджета Республики Узбекистан выделено 775 млрд сум на финансирование научно-прикладных и инновационных проектов и разработок, по результатам которых научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями запатентовано свыше 700 изобретений.

Вместе с тем, ускоренное развитие экономики обуславливает необходимость более полного использования имеющегося потенциала в коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности научно-исследовательских и высших образовательных учреждений страны.

Однако, анализ практического использования результатов научной и научно-технической деятельности свидетельствует об имеющихся системных проблемах в процессе их создания, правовой охраны и внедрения, в том числе:

первое, за последние 5 лет уровень коммерциализации изобретений, профинансированных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, не превышает 0,3 процента в год;

второе, основными критериями оценки эффективности деятельности научно-исследовательских и высших образовательных учреждений остается количество опубликованных научных статей и созданных объектов интеллектуальнойсобственности без учета результатов их внедрения;

третье, органы государственного и хозяйственного управления не проявляют должной ответственности за результаты научной и научно-технической деятельности подведомственных им научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, а также эффективность расходования государственных средств на научно-технические программы;

четвертое, не внедрены эффективные инструменты финансирования научных исследований, в том числе стимулирования предприятий реального сектора экономики к участию в реализации научно-прикладных и инновационных проектов и разработок;

пятое, действующая система стандартизации и сертификации не обеспечивает оперативное внедрение в производство результатов научной и научно-технической деятельности.

В целях обеспечения ускоренного внедрения отечественных научно-прикладных и инновационных проектов и разработок, повышения вклада науки в усиление конкурентоспособности экономики страны, а также создания эффективных механизмов продвижения перспективных отечественных достижений научной и научно-технической деятельности:

1. Считать основными задачами научно-исследовательских и высших образовательных учреждений (далее – учреждения) в сфере коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности:

ускоренное и широкое внедрение результатов научной и научно-технической деятельности с целью дальнейшего повышения конкурентоспособности экономики республики;

стимулирование процессов формирования научных «горизонтальных» и междисциплинарных связей, в том числе международных, создание совместных программ и коллективов;

ориентацию научной и научно-технической деятельности на получение практических результатов, направленных на решение конкретных задач развития отраслей экономики и социальной сферы, а также удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынков;

проведение инновационных исследований в области разработки высоких технологий, способствующих созданию высокотехнологичных производств;

направление исследований на ускоренную разработку продуктов и технологий с высокой степенью коммерциализации, отвечающих современным требованиям динамичного развития страны.

2. Установить, что:

результаты научной и научно-технической деятельности, созданные учреждениями в рамках выполнения государственных научно-технических программ фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, за исключением проектов в области гуманитарных и социальных наук, подлежат коммерциализации после завершения государственных научно-технических проектов и (или) их регистрации в установленном порядке;

проректоры по научной работе и инновациям и заместители директоров по науке учреждений несут персональную ответственность за своевременную коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности;

научные (ученые) советы учреждений имеют право принимать решение об охране интеллектуального (нематериального) результата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в режиме секрета производства (ноу-хау) или коммерческой тайны.

3. Определить основными способами коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности:

реализацию товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением результатов научной и научно-технической деятельности, или использование данных результатов для собственных нужд;

создание коммерческих организаций («стартап» компаний), одним из учредителей которых является учреждение (или специализированная аффилированная организация), внесшее в качестве вклада в уставной фонд объект интеллектуальной собственности или готовую технологию;

передачу имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности третьим лицам и предоставление права на использование данных объектов путем подписания лицензионных договоров, в том числе с условием последующей их коммерциализации приобретателем этих прав.

4. Агентству по интеллектуальной собственности и Министерству инновационного развития совместно с Академией наук Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок обеспечить инвентаризацию объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, с целью выявления перспективных объектов для дальнейшей коммерциализации.

Министерству инновационного развития совместно с Академией наук, Агентством по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан и учреждениями обеспечить коммерциализацию перспективных объектов интеллектуальной собственности, выявленных по итогам инвентаризации.

5. Установить, что при коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, по которым учреждение является обладателем исключительных прав, их авторы имеют преимущественное право на заключение лицензионного договора через коммерческую организацию, в которой они являются учредителями либо сотрудниками.

6. Освободить сроком до 1 июля 2021 года от уплаты налога на прибыль, единого налогового платежа, налога на добавленную стоимость и обязательных платежей в государственные целевые фонды (кроме единого социального платежа):

учреждения, проектно-конструкторские организации в части выполнения прикладных и инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых согласно договору, заключенному с субъектами предпринимательства;

субъекты предпринимательства в части объема продукции, выпускаемой в рамках лицензионных (сублицензионных) договоров по передаче (реализации) прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, компьютерные программы, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).

7. Определить, что в течение срока, указанного в пункте 6 настоящего постановления, налогооблагаемая база по налогу на прибыль субъектов предпринимательства уменьшается на сумму средств, затраченных на финансирование прикладных и инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых по договорам, заключенным с учреждениями и проектно-конструкторскими организациями.

8. Министерству финансов совместно с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год и последующие годы в рамках выделяемых средств по статье «наука» предусматривать направление не менее 20 процентов средств на:

финансирование проектов государственно-частного партнерства, направленных в том числе на создание государственно-частных научных кластеров, адаптацию научно-технических исследований к потребностям отраслей экономики и регионов республики, предусмотрев при этом участие частных партнеров в размере не менее 30 процентов от суммы проекта;

выделение грантов на коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности, в том числе экспертизу, сопровождение деятельности получателей бюджетных средств соответствующими консультантами, подготовку бизнес-планов в соответствии с международными стандартами.

9. Рекомендовать органам хозяйственного управления и крупным государственным предприятиям активное финансирование мероприятий, связанных с разработкой и внедрением новой техники и экологически чистых технологий, позволяющих заменить неэффективную и морально устаревшую инфраструктуру, а также снизить уровень загрязнения окружающей среды.

10. Согласиться с предложением Министерства инновационного развития, Министерства высшего и среднего специального образования, Академии наук Республики Узбекистан о введении с 1 октября 2018 года дополнительных единовременных вознаграждений:

авторам запатентованных объектов интеллектуальной собственности в размере десяти минимальных размеров заработной платы за счет внебюджетных средств учреждения;

авторам и научному коллективу, участвовавшему в разработке и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, в размере 40 и 30 процентов соответственно от средств, поступающих на счет учрежденияот их коммерциализации.

11. Министерству инновационного развития Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок на основе результатов изучения передового зарубежного опыта и национальной практики внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающего утверждение:

Положения о порядке осуществления коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;

Положения о порядке регистрации и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау);

Положения о порядке выплаты дополнительных единовременных вознаграждений авторам и научным коллективам научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, участвовавшим в разработке и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности.

12. Агентству по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан обеспечить предоставление Министерству инновационного развития Республики Узбекистан на постоянной основе информации по объектам интеллектуальной собственности, созданным за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан для обновления интерактивного Интернет-портала «Виртуальная ярмарка инноваций».

13. Установить, что:

государственные стандарты на инновационную продукцию разрабатываются техническими комитетами по стандартизации при органах государственного и хозяйственного управления по заявкам Министерства инновационного развития Республики Узбекистан;

государственные стандарты на инновационную продукцию должны содержать предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий и соответствовать международным стандартам или национальным стандартам развитых зарубежных стран;

покрытие расходов на регистрацию государственных стандартов и получение сертификатов на новую инновационную продукцию с целью организации опытного и серийного производства осуществляется за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей.

14. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан оказать дипломатическими средствами содействие учреждениям в коммерциализации ими результатов научной и научно-технической деятельности за рубежом, а также в их продвижении на международные рынки.

15. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, городов (районов) ежегодно совместно с центрами инновационных идей, разработок и технологий в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте формировать портфель заказов хозяйствующих субъектов на научно-прикладные и инновационные проекты и разработки ученых республики.

16. Министерству инновационного развития совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Холмурадова С.Р., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и министра инновационного развития Республики Узбекистан Абдурахмонова И.Ю.

Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев

Наименование мероприятияФорма реализацииСрок реализацииИсполнители
О дополнительных мерах по повышению эффективности коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности Постановление Президента01.08.2018Министерство инновационного развития Республики Узбекистан