Название документа
О дополнительных мерах по повышению эффективности коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности
Тип документа | Постановление |
---|---|
Орган, утверждающий документ | Президент Республики Узбекистан |
Разработчик | Министерство Инновационного развития Республики Узбекистан |
Дата размещения документа | 27.06.2018 15:00 |
Дата завершения обсуждения | 12.07.2018 23:59 |
Вид документа | Проект НПА |
Текущее состояние документа | Обсуждение прекращено |
Обоснования необходимости принятия проекта | _ |
Планируемый срок вступления в силу | 01.08.2018 |
Номер письма о соглашении | _ |
Номер и дата письма согласования Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан | _ |
В стране проводится масштабная работа по обеспечению эффективного использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов на создание благоприятных условий для осуществления научной и научно-технической деятельности, обеспечения научно-технического и инновационного развития.
В частности, за 2014-2018 годы из средств Государственного бюджета Республики Узбекистан выделено 775 млрд сум на финансирование научно-прикладных и инновационных проектов и разработок, по результатам которых научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями запатентовано свыше 700 изобретений.
Вместе с тем, ускоренное развитие экономики обуславливает необходимость более полного использования имеющегося потенциала в коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности научно-исследовательских и высших образовательных учреждений страны.
Однако, анализ практического использования результатов научной и научно-технической деятельности свидетельствует об имеющихся системных проблемах в процессе их создания, правовой охраны и внедрения, в том числе:
первое, за последние 5 лет уровень коммерциализации изобретений, профинансированных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, не превышает 0,3 процента в год;
второе, основными критериями оценки эффективности деятельности научно-исследовательских и высших образовательных учреждений остается количество опубликованных научных статей и созданных объектов интеллектуальнойсобственности без учета результатов их внедрения;
третье, органы государственного и хозяйственного управления не проявляют должной ответственности за результаты научной и научно-технической деятельности подведомственных им научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, а также эффективность расходования государственных средств на научно-технические программы;
четвертое, не внедрены эффективные инструменты финансирования научных исследований, в том числе стимулирования предприятий реального сектора экономики к участию в реализации научно-прикладных и инновационных проектов и разработок;
пятое, действующая система стандартизации и сертификации не обеспечивает оперативное внедрение в производство результатов научной и научно-технической деятельности.
В целях обеспечения ускоренного внедрения отечественных научно-прикладных и инновационных проектов и разработок, повышения вклада науки в усиление конкурентоспособности экономики страны, а также создания эффективных механизмов продвижения перспективных отечественных достижений научной и научно-технической деятельности:
1. Считать основными задачами научно-исследовательских и высших образовательных учреждений (далее – учреждения) в сфере коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности:
ускоренное и широкое внедрение результатов научной и научно-технической деятельности с целью дальнейшего повышения конкурентоспособности экономики республики;
стимулирование процессов формирования научных «горизонтальных» и междисциплинарных связей, в том числе международных, создание совместных программ и коллективов;
ориентацию научной и научно-технической деятельности на получение практических результатов, направленных на решение конкретных задач развития отраслей экономики и социальной сферы, а также удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынков;
проведение инновационных исследований в области разработки высоких технологий, способствующих созданию высокотехнологичных производств;
направление исследований на ускоренную разработку продуктов и технологий с высокой степенью коммерциализации, отвечающих современным требованиям динамичного развития страны.
Предложенные варианты
Комментарии и ответы
2018-07-11 16:38:57
Tursunova Madina KhusanovnaКак всегда в нашей нормотворческой практике устанавливаются совершенно нечёткие и размытые цели на которые сложно ориентироваться на практике. Цели должны быть чёткими, ясными, понятными, а главное достижимыми на данном этапе. Говорит о создании высокотехнологичных продуктов при отсутствии адекватной инфраструктуры и плачевном состоянии с защитой прав на интеллектуальную собственность очень сложно, если не невозможно.
1. Прежде всего нужно поэтапно создавать инновационную систему, которая состоит из нескольких составляющих: человеческий капитал, бизнес интерес и конкуренция. Инновации чисто рыночный механизм, когда заинтересованный бизнес делает инвестиции в технологии. При этом построение инновационной экономики означает отход государственного финансирования и контроля. Данный документ делает факт коммерциализации самоцелью, тогда как не каждое изобретение либо технология даже самая передовая может быть успешно коммерциализирована. Так как дорогостоящие технологии могут быть не рентабельны с точки зрения бизнеса и конечной стоимости продуктов либо услуг. Также нужно учитывать, что на современном этапе технологии быстро устаревают и конкурировать с лидерами в данной сфере: США, Японией, Китаем, Германией будет фактически невозможно.
Необходимо, чтобы данный акт способствовала созданию такой системы, в которой могли бы развиваться национальные разработки. А для этого, как доказывает мировая практика необходимо уменьшить регулятивную функцию. Знаменитый акт Бей-Дойля принятый в США в 1980 году, который передал исключительные права на технологические разработки созданные за счет бюджета тем учреждениями в рамках которых они были созданы. То есть предоставил свободу распоряжения результатами интеллектуальной деятельности ее создателям. Этому акту способствовало признание того факта, что государственное владение результатами НИОКР не является эффективными с точки зрения их коммерческого внедрения. Из более чем 28 000 патентов которыми владело правительство США коммерциализированы были менее 5 %.
2. В данной сфере существует огромное количество исследований и рекомендаций, а данный акт лишь навязывает коммерциализацию результатов НИОКР да еще и под персональной ответственностью. Инновационные разработки не стимулируются с помощью угроз и выговоров и принудительного внедрения - это нонсенс.
Почему государственный орган обязан коммерциализировать перспективные разработки. Это приведёт к тому, что опят бизнесу будут навязываться лицензионные соглашения со стороны АИС, Академии наук и самого Министерства. Пусть государство финансирует разработки выделяет средства на международное патентование - очень дорогостоящее. А коммерциализация должна быть выбором бизнеса.
Ключевой момент инновационной экономики связь бизнеса и научно-исследовательских учреждений. Коммерциализация будет естественным процессом если НИОКР изначально будут проводиться в отраслях интересных и нужных бизнесу. А для этого нужно создавать площадку где эти две сферы могут взаимодействовать.
3. Почему данный акт устанавливает способы коммерциализации? Это сфера частно-правовых отношений, где должны быть диспозитивные нормы. Почему только стартапы, а если уже существующая компания захочет внедрять технологию - эти нормы будут препятствие. Есть множество научных работ на тему коммерциализации объектов ИС. Почему такой узколобый подход? Этот акт сам по себе создаёт препятствия и делает недостижимыми задачи которые поставлены в преамбуле.
Нужно предоставить возможность коммерциализации в любой законной форме. Тем более акт говорит о коммерциализации на международном рынке. Никакой инвестор не будет работать с таким ограниченным подходом. Коммерциализация результатов НИОКР это всегда риск, а прибавьте к этому еще и громоздкую бюрократическую систему контроля, которая еще и диктует как именно внедрять технологии.
Нужно создавать рыночную систему, основанную на конкуренции и разрешить научно-исследовательским университетам распоряжаться НИОКР по своему усмотрению. А самое главное нужно разработать Стратегию инновационного развития и каждое НИИ должно иметь четкую политику и положения в сфере интеллектуальной собственности, которые разрешали вопросы авторства и владения результатами НИОКР.
4. Нужно развивать и вкладывать в патентование перспективных разработок за рубежом, так как коммерциализация возможно лишь при условии существования портфеля патентов, зарегистрированных во всех важных юрисдикциях. В 2014 году в Ташкенте под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности прошел семинар на тему: По политике в области ИС в университетах и научно-исследовательских учреждениях.
Однако все рекомендации так и остались на бумаге, а обсуждения не вышли за рамки дискуссий на семинаре. При каждом НИИ должны быть созданы отделы по коммерциализации и поиску патентов. Нужно проводить политику по обучению сотрудников НИИ и ВУЗов основам интеллектуальной собственности, особенностям патентования.
5. В данном акте много ошибок, как можно коммерциализировать то, что является коммерческой тайной. НИИ и ВУЗы не являются субъектами коммерческой тайны, только если они сами не ведут хозяйственную деятельность с применением коммерчески ценной информации.
Кроме того, полагаю, что ни один НИИ и ВУЗ не имеет представления о том, как нужно охранять коммерческую тайну. Это требует введения особого режима делопроизводства, разработки внутренней документации, создания технических средства защиты, ограничения доступа к коммерческой тайне.
Можно еще долго продолжать и оспаривать каждый пункт данного документа, который абсолютно не отвечает требованиями и современным реалиям. Принятие данного акте никоим образом не решить проблему с развитием инновационной экономики в Узбекистане. А принимать такого рода документ лишь для галочки, чтобы показать результат в год инноваций? Раз уж создали целое Министерство инноваций, то значить нужно начать работу с создания целостной Стратегии по развитию инновационной экономики, определить проблемы которые препятствуют её развитию и поэтапно разрабатывать меры по их устранению. Это требует изучения международного опыта и привлечения экспертов, которые понимают суть, а не делают коммерциализацию НИОКР самоцелью.
2. Установить, что:
результаты научной и научно-технической деятельности, созданные учреждениями в рамках выполнения государственных научно-технических программ фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, за исключением проектов в области гуманитарных и социальных наук, подлежат коммерциализации после завершения государственных научно-технических проектов и (или) их регистрации в установленном порядке;
проректоры по научной работе и инновациям и заместители директоров по науке учреждений несут персональную ответственность за своевременную коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности;
научные (ученые) советы учреждений имеют право принимать решение об охране интеллектуального (нематериального) результата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в режиме секрета производства (ноу-хау) или коммерческой тайны.
Предложенные варианты
Комментарии и ответы
2018-06-28 11:40:12
Камбурова Венера Сейтумеровнапроректоры по научной работе и инновациям в ВУЗах и заместители директоров по науке в НИИ не могут нести персональную ответственность за коммерциализацию результатов научной деятельности, т.к. отделы по коммерциализации и инновациям не находятся в их непосредственном подчинении. Вследствие этого проректор по наук или зам директор по науке не может отвечать за работу сотрудников данного отдела. Поэтому этот пункт надо исправить и возложить персональную ответственность за своевременную коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности на начальников отдела коммерциализации
3. Определить основными способами коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности:
реализацию товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением результатов научной и научно-технической деятельности, или использование данных результатов для собственных нужд;
создание коммерческих организаций («стартап» компаний), одним из учредителей которых является учреждение (или специализированная аффилированная организация), внесшее в качестве вклада в уставной фонд объект интеллектуальной собственности или готовую технологию;
передачу имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности третьим лицам и предоставление права на использование данных объектов путем подписания лицензионных договоров, в том числе с условием последующей их коммерциализации приобретателем этих прав.
Предложенные варианты
Комментарии и ответы
2018-06-28 11:41:19
Камбурова Венера Сейтумеровнапочему в качестве коммерческих организаций предлагаются только "стартап" компании?
4. Агентству по интеллектуальной собственности и Министерству инновационного развития совместно с Академией наук Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок обеспечить инвентаризацию объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, с целью выявления перспективных объектов для дальнейшей коммерциализации.
Министерству инновационного развития совместно с Академией наук, Агентством по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан и учреждениями обеспечить коммерциализацию перспективных объектов интеллектуальной собственности, выявленных по итогам инвентаризации.
5. Установить, что при коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, по которым учреждение является обладателем исключительных прав, их авторы имеют преимущественное право на заключение лицензионного договора через коммерческую организацию, в которой они являются учредителями либо сотрудниками.
6. Освободить сроком до 1 июля 2021 года от уплаты налога на прибыль, единого налогового платежа, налога на добавленную стоимость и обязательных платежей в государственные целевые фонды (кроме единого социального платежа):
учреждения, проектно-конструкторские организации в части выполнения прикладных и инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых согласно договору, заключенному с субъектами предпринимательства;
субъекты предпринимательства в части объема продукции, выпускаемой в рамках лицензионных (сублицензионных) договоров по передаче (реализации) прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, компьютерные программы, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).
7. Определить, что в течение срока, указанного в пункте 6 настоящего постановления, налогооблагаемая база по налогу на прибыль субъектов предпринимательства уменьшается на сумму средств, затраченных на финансирование прикладных и инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых по договорам, заключенным с учреждениями и проектно-конструкторскими организациями.
8. Министерству финансов совместно с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год и последующие годы в рамках выделяемых средств по статье «наука» предусматривать направление не менее 20 процентов средств на:
финансирование проектов государственно-частного партнерства, направленных в том числе на создание государственно-частных научных кластеров, адаптацию научно-технических исследований к потребностям отраслей экономики и регионов республики, предусмотрев при этом участие частных партнеров в размере не менее 30 процентов от суммы проекта;
выделение грантов на коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности, в том числе экспертизу, сопровождение деятельности получателей бюджетных средств соответствующими консультантами, подготовку бизнес-планов в соответствии с международными стандартами.
9. Рекомендовать органам хозяйственного управления и крупным государственным предприятиям активное финансирование мероприятий, связанных с разработкой и внедрением новой техники и экологически чистых технологий, позволяющих заменить неэффективную и морально устаревшую инфраструктуру, а также снизить уровень загрязнения окружающей среды.
10. Согласиться с предложением Министерства инновационного развития, Министерства высшего и среднего специального образования, Академии наук Республики Узбекистан о введении с 1 октября 2018 года дополнительных единовременных вознаграждений:
авторам запатентованных объектов интеллектуальной собственности в размере десяти минимальных размеров заработной платы за счет внебюджетных средств учреждения;
авторам и научному коллективу, участвовавшему в разработке и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, в размере 40 и 30 процентов соответственно от средств, поступающих на счет учрежденияот их коммерциализации.
Предложенные варианты
Комментарии и ответы
2018-07-11 17:45:12
Tursunova Madina KhusanovnaПравовые вопросы о правообладателе исключительных прав на запатентованные изобретения должны регулированться специальным положением каждого учреждения. Разработчики действительно верят, что разовое вознаграждение будет стимулировать талантливых учёных что-то разрабатывать в Узбекистане? Во всем мире авторы изобретений получают процент от коммерциализации разработанных ими технологий. Инновации не стимулируются таким образом в долгосрочной перспективе.
Нужно выработать чёткие и ясные правила сколько и кому полагается - это закон рынка. Опять таки на примере США где законодательство о коммерциализации делиться на ТРИ блока:
1. Организационный блок - перечень законов наделяющих НИИ И ВУЗы, в том числе ряд органов государственной власти (НАСА, Национальный научный фонд, Министерство обороны, Министерство энергетики, Министерство здравоохранения и др.) и управления широкими полномочиями по коммерциализации технологий.
2. Трансфер технологий - законы регулирующие развитие инновационной деятельности среди субъектов малого бизнеса, финансовую поддержку и государственно-частное партнёрство. Малый бизнес в США является эффективным инструментов по трансферу и коммерциализации технологий..
3. Стимулирующий блок - законы предусматривающие на финансовую стимуляцию ученых, НИИ и ВУЗов (получение роялти, поощрения, награды ).В данном блоке также законы, которые предусматривают упрощение процедур по трансферу и коммерциализации технологий, сокращению бюрократических процедур. Учёные, разработчики должны получать роялти от внедрения изобретений, иначе утечку мозгов не остановить никогда.
Наивно и недальновидно предполагать что один ведомственный нормативный акт может служит основой для такой сложной и комплексной отрасли. Это требует кардинального пересмотра норм Гражданского кодекса, Законов регулирующих правовой режим отдельных объектов интеллектуальной собственности. Проект Закона «Об инновационной деятельности» должен быть основой и регулятором сферы.
Простой пример для Министерства инноваций - Закон «О правовой охране топологии интегральных микросхем». С момента принятия 2001 год было зарегистрировано - 0 топологий. Потому, что это высокотехнологичная сфера, требующая соответствующей инфраструктуры и капитальных инвестиций.
В год в среднем в Узбекистане регистрируется около менее 100 изобретений в год. В сравнении согласно Глобального инновационного индекса за 2017 год лидерами в области патентования высоких технологий является Китай - 236 600 заявок. Это больше чем Соединенные Штаты Америки, Япония, Республика Корея и Европейское патентное ведомство вместе взятые.
Нужно понимать простой принцип коммерциализация начинается там где уже есть продукт (технология), услуга, которые представляют ценность для коммерческого потребителя. А заканчивается тогда, когда продукт услуга введён на рынок и его доходность превышает расходы на его разработку и внедрение. Казалось бы простая формула, но для этого нужно создать условия чтобы создавались коммерчески востребованные технологии.
Для этого в развитых странах проводят тендеры и конкурсы, где бизнес определяет тематику, либо направление, а НИИ и ВУЗы конкурируют между собой для выполнения работ. В этом и есть суть НИОКР.
Закона в данной сфере должны создавать легитимную площадку для встречи потребностей бизнеса и возможностей научно-технических учреждений. Это простая схема Заказчика и Исполнителя, которая эффективно работает.
Государство как регулятор должно понимать и видеть перспективные отрасли и развивать их, финансировать и поддерживать исследования, но давать свободу по распоряжению результатов разработчикам.
11. Министерству инновационного развития Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок на основе результатов изучения передового зарубежного опыта и национальной практики внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающего утверждение:
Положения о порядке осуществления коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
Положения о порядке регистрации и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау);
Положения о порядке выплаты дополнительных единовременных вознаграждений авторам и научным коллективам научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, участвовавшим в разработке и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности.
12. Агентству по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан обеспечить предоставление Министерству инновационного развития Республики Узбекистан на постоянной основе информации по объектам интеллектуальной собственности, созданным за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан для обновления интерактивного Интернет-портала «Виртуальная ярмарка инноваций».
13. Установить, что:
государственные стандарты на инновационную продукцию разрабатываются техническими комитетами по стандартизации при органах государственного и хозяйственного управления по заявкам Министерства инновационного развития Республики Узбекистан;
государственные стандарты на инновационную продукцию должны содержать предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий и соответствовать международным стандартам или национальным стандартам развитых зарубежных стран;
покрытие расходов на регистрацию государственных стандартов и получение сертификатов на новую инновационную продукцию с целью организации опытного и серийного производства осуществляется за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей.
14. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан оказать дипломатическими средствами содействие учреждениям в коммерциализации ими результатов научной и научно-технической деятельности за рубежом, а также в их продвижении на международные рынки.
15. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, городов (районов) ежегодно совместно с центрами инновационных идей, разработок и технологий в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте формировать портфель заказов хозяйствующих субъектов на научно-прикладные и инновационные проекты и разработки ученых республики.
16. Министерству инновационного развития совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Холмурадова С.Р., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и министра инновационного развития Республики Узбекистан Абдурахмонова И.Ю.
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев
Общие комментарии и ответы
2018-06-28 09:22:19
Abrorov Sirojiddin Zuxriddin o'g'liAksiyadorlik jamiyatlari kuzatuv kengashi tarkibida jamiyat faoliyat sohasi bo'yicha eng kamida bitta ilmiy darajaga ega bo'lgan shaxs kiritilishi kerak. Fan nomzodi va falsafa doktori 1tadan, fan doktori 3 tadan ko'p kuzatuv kengashiga a'zo bo'lishi cheklanadi.
Bu bilan ishlab chiqarish va ilmiy tadqiqotlar o'zaro bog'lanishi kuchaytiriladi.
Проект | Последняя редакция |
---|---|
В стране проводится масштабная работа по обеспечению эффективного использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов на создание благоприятных условий для осуществления научной и научно-технической деятельности, обеспечения научно-технического и инновационного развития. В частности, за 2014-2018 годы из средств Государственного бюджета Республики Узбекистан выделено 775 млрд сум на финансирование научно-прикладных и инновационных проектов и разработок, по результатам которых научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями запатентовано свыше 700 изобретений. Вместе с тем, ускоренное развитие экономики обуславливает необходимость более полного использования имеющегося потенциала в коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности научно-исследовательских и высших образовательных учреждений страны. Однако, анализ практического использования результатов научной и научно-технической деятельности свидетельствует об имеющихся системных проблемах в процессе их создания, правовой охраны и внедрения, в том числе: первое, за последние 5 лет уровень коммерциализации изобретений, профинансированных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, не превышает 0,3 процента в год; второе, основными критериями оценки эффективности деятельности научно-исследовательских и высших образовательных учреждений остается количество опубликованных научных статей и созданных объектов интеллектуальнойсобственности без учета результатов их внедрения; третье, органы государственного и хозяйственного управления не проявляют должной ответственности за результаты научной и научно-технической деятельности подведомственных им научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, а также эффективность расходования государственных средств на научно-технические программы; четвертое, не внедрены эффективные инструменты финансирования научных исследований, в том числе стимулирования предприятий реального сектора экономики к участию в реализации научно-прикладных и инновационных проектов и разработок; пятое, действующая система стандартизации и сертификации не обеспечивает оперативное внедрение в производство результатов научной и научно-технической деятельности. В целях обеспечения ускоренного внедрения отечественных научно-прикладных и инновационных проектов и разработок, повышения вклада науки в усиление конкурентоспособности экономики страны, а также создания эффективных механизмов продвижения перспективных отечественных достижений научной и научно-технической деятельности: 1. Считать основными задачами научно-исследовательских и высших образовательных учреждений (далее – учреждения) в сфере коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности: ускоренное и широкое внедрение результатов научной и научно-технической деятельности с целью дальнейшего повышения конкурентоспособности экономики республики; стимулирование процессов формирования научных «горизонтальных» и междисциплинарных связей, в том числе международных, создание совместных программ и коллективов; ориентацию научной и научно-технической деятельности на получение практических результатов, направленных на решение конкретных задач развития отраслей экономики и социальной сферы, а также удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынков; проведение инновационных исследований в области разработки высоких технологий, способствующих созданию высокотехнологичных производств; направление исследований на ускоренную разработку продуктов и технологий с высокой степенью коммерциализации, отвечающих современным требованиям динамичного развития страны. 2. Установить, что: результаты научной и научно-технической деятельности, созданные учреждениями в рамках выполнения государственных научно-технических программ фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, за исключением проектов в области гуманитарных и социальных наук, подлежат коммерциализации после завершения государственных научно-технических проектов и (или) их регистрации в установленном порядке; проректоры по научной работе и инновациям и заместители директоров по науке учреждений несут персональную ответственность за своевременную коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности; научные (ученые) советы учреждений имеют право принимать решение об охране интеллектуального (нематериального) результата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в режиме секрета производства (ноу-хау) или коммерческой тайны. 3. Определить основными способами коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности: реализацию товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением результатов научной и научно-технической деятельности, или использование данных результатов для собственных нужд; создание коммерческих организаций («стартап» компаний), одним из учредителей которых является учреждение (или специализированная аффилированная организация), внесшее в качестве вклада в уставной фонд объект интеллектуальной собственности или готовую технологию; передачу имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности третьим лицам и предоставление права на использование данных объектов путем подписания лицензионных договоров, в том числе с условием последующей их коммерциализации приобретателем этих прав. 4. Агентству по интеллектуальной собственности и Министерству инновационного развития совместно с Академией наук Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок обеспечить инвентаризацию объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, с целью выявления перспективных объектов для дальнейшей коммерциализации. Министерству инновационного развития совместно с Академией наук, Агентством по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан и учреждениями обеспечить коммерциализацию перспективных объектов интеллектуальной собственности, выявленных по итогам инвентаризации. 5. Установить, что при коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, по которым учреждение является обладателем исключительных прав, их авторы имеют преимущественное право на заключение лицензионного договора через коммерческую организацию, в которой они являются учредителями либо сотрудниками. 6. Освободить сроком до 1 июля 2021 года от уплаты налога на прибыль, единого налогового платежа, налога на добавленную стоимость и обязательных платежей в государственные целевые фонды (кроме единого социального платежа): учреждения, проектно-конструкторские организации в части выполнения прикладных и инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых согласно договору, заключенному с субъектами предпринимательства; субъекты предпринимательства в части объема продукции, выпускаемой в рамках лицензионных (сублицензионных) договоров по передаче (реализации) прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, компьютерные программы, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). 7. Определить, что в течение срока, указанного в пункте 6 настоящего постановления, налогооблагаемая база по налогу на прибыль субъектов предпринимательства уменьшается на сумму средств, затраченных на финансирование прикладных и инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых по договорам, заключенным с учреждениями и проектно-конструкторскими организациями. 8. Министерству финансов совместно с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год и последующие годы в рамках выделяемых средств по статье «наука» предусматривать направление не менее 20 процентов средств на: финансирование проектов государственно-частного партнерства, направленных в том числе на создание государственно-частных научных кластеров, адаптацию научно-технических исследований к потребностям отраслей экономики и регионов республики, предусмотрев при этом участие частных партнеров в размере не менее 30 процентов от суммы проекта; выделение грантов на коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности, в том числе экспертизу, сопровождение деятельности получателей бюджетных средств соответствующими консультантами, подготовку бизнес-планов в соответствии с международными стандартами. 9. Рекомендовать органам хозяйственного управления и крупным государственным предприятиям активное финансирование мероприятий, связанных с разработкой и внедрением новой техники и экологически чистых технологий, позволяющих заменить неэффективную и морально устаревшую инфраструктуру, а также снизить уровень загрязнения окружающей среды. 10. Согласиться с предложением Министерства инновационного развития, Министерства высшего и среднего специального образования, Академии наук Республики Узбекистан о введении с 1 октября 2018 года дополнительных единовременных вознаграждений: авторам запатентованных объектов интеллектуальной собственности в размере десяти минимальных размеров заработной платы за счет внебюджетных средств учреждения; авторам и научному коллективу, участвовавшему в разработке и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, в размере 40 и 30 процентов соответственно от средств, поступающих на счет учрежденияот их коммерциализации. 11. Министерству инновационного развития Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок на основе результатов изучения передового зарубежного опыта и национальной практики внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающего утверждение: Положения о порядке осуществления коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан; Положения о порядке регистрации и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау); Положения о порядке выплаты дополнительных единовременных вознаграждений авторам и научным коллективам научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, участвовавшим в разработке и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности. 12. Агентству по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан обеспечить предоставление Министерству инновационного развития Республики Узбекистан на постоянной основе информации по объектам интеллектуальной собственности, созданным за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан для обновления интерактивного Интернет-портала «Виртуальная ярмарка инноваций». 13. Установить, что: государственные стандарты на инновационную продукцию разрабатываются техническими комитетами по стандартизации при органах государственного и хозяйственного управления по заявкам Министерства инновационного развития Республики Узбекистан; государственные стандарты на инновационную продукцию должны содержать предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий и соответствовать международным стандартам или национальным стандартам развитых зарубежных стран; покрытие расходов на регистрацию государственных стандартов и получение сертификатов на новую инновационную продукцию с целью организации опытного и серийного производства осуществляется за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей. 14. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан оказать дипломатическими средствами содействие учреждениям в коммерциализации ими результатов научной и научно-технической деятельности за рубежом, а также в их продвижении на международные рынки. 15. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, городов (районов) ежегодно совместно с центрами инновационных идей, разработок и технологий в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте формировать портфель заказов хозяйствующих субъектов на научно-прикладные и инновационные проекты и разработки ученых республики. 16. Министерству инновационного развития совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления. 17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Холмурадова С.Р., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и министра инновационного развития Республики Узбекистан Абдурахмонова И.Ю. Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев |
Наименование мероприятия | Форма реализации | Срок реализации | Исполнители |
---|---|---|---|
О дополнительных мерах по повышению эффективности коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности | Постановление Президента | 01.08.2018 | Министерство инновационного развития Республики Узбекистан |