Название документа
О мерах по коренному совершенствованию системы защиты прав потребителей
Тип документа | Указ |
---|---|
Орган, утверждающий документ | Президент Республики Узбекистан |
Разработчик | Государственный комитет Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции |
Дата размещения документа | 06.07.2018 19:35 |
Дата завершения обсуждения | 21.07.2018 23:59 |
Вид документа | Проект НПА |
Текущее состояние документа | Обсуждение прекращено |
Обоснования необходимости принятия проекта | Пункт № 131 № УП-5308 от 22.01.2018 года |
Планируемый срок вступления в силу | 01.08.2018 |
Номер письма о соглашении | 1029/03-15-2 |
Номер и дата письма согласования Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан | - |
ПРОЕКТ
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
О мерах по коренному совершенствованию системы
За годы независимости проведена широкомасштабная работа по повышению качества жизни населения, расширению отечественного производства потребительских товаров и насыщения потребительского рынка, созданию действенной системы защиты прав потребителей и внедрению эффективного механизма обеспечения контроля качества выпускаемой продукции. Сформированы необходимая нормативно-правовая база в сфере защиты прав потребителей и определенный интеллектуальный и технологический потенциал, разработаны отраслевые стандарты итехнические регламенты, многими производителями внедряются международные стандарты качества выпускаемой продукции.
Вместе с тем, отсутствие единого уполномоченного органа в этой сфере препятствует эффективной защите прав потребителей и приводит к недостаточному использованию имеющихся возможностей.
В частности, отсутствует координация деятельности по защите прав потребителей между уполномоченными государственными органами, негосударственными некоммерческими организациями и общественностью, потребители недостаточно информированы о своих законных правах, не обеспечиваются достоверной и полной информацией о товарах и услугах.
В целях эффективной реализации единой государственной политики по всестороннему обеспечению защиты прав потребителей, и в соответствии с задачами, определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в2017–2021 годах:
1. Образовать Агентство по защите прав потребителей при Кабинете Министров Республики Узбекистан с территориальными подразделениями в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте.
Установить, что Агентство по защите прав потребителей при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – Агентство) является специальным уполномоченным государственным органом, ответственным за формирование и реализацию единой государственной политики по защите прав потребителей и регулированию рынка рекламы.
Предложенные варианты
Комментарии и ответы
2018-07-11 08:24:02
amonov jasur uktamovichФедерациянинг кейинги фаолияти хакида алохида банд киритиш керак
2. Определить основными задачами и направлениями деятельности Агентства:
первое, разработку и практическую реализацию единой государственной политики в области защиты прав потребителей и рекламы, разработка нормативно-правовой базы по вопросам защиты прав потребителей и рекламы;
второе, осуществление координации деятельности по защите прав потребителей между уполномоченными государственными органами, негосударственными некоммерческими организациями и общественностью, а также взаимодействие с уполномоченными государственными органами, осуществляющих в пределах своей компетенции контроль за безопасностью и качеством товаров, работ и услуг, ограничения производства и реализации товаров с фальсификацией их вида и свойств;
третье, повышение информированности и обеспечения доступа потребителей к достоверной и полной информации о товарах (работах, услугах), их изготовителях, исполнителях и продавцах, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
четвёртое, оказание содействия потребителям в защите их законных прав и интересов, обеспечение консультационной и юридической поддержки в вопросах, связанных с нарушением потребительских прав, в том числе путем участия в судебных разбирательствах от имени потребителей;
пятое, взаимодействие с Федерацией обществ защиты прав потребителей Узбекистана, другими неправительственными организациями, организация диалога и “обратной связи”с населением по всем вопросам, касающимся защиты прав потребителей и рекламы;
шестое, регулирование рекламного рынка с целью совершенствования предпринимательской и потребительской культуры, недопущения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы и пресечению недостоверной рекламы;
седьмое, проведение анализа и глубокого изучения потребительского рынка, динамики цен и механизмов ценообразования, в первую очередь на социально значимые товары и услуги, и выработка на этой основе обоснованных предложений и рекомендаций;
восьмое, реализация мер по осуществлению контроля за соблюдением регулируемых цен(тарифов) и надбавок на основные социально-значимые товары (работы, услуги), устанавливаемые органами государственного управления и органами государственной власти на местах, а также решениями Правительства Республики Узбекистан;
девятое, сотрудничество с уполномоченными государственными органами и негосударственными организациями зарубежных стран по вопросам защиты прав потребителей и рекламы.
3. Агентству в срок до 1 сентября 2018 года совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, другими заинтересованными министерствами и ведомствами создать постоянно обновляемую базу данных по производителям и номенклатуре потребительских товаров в разрезе отраслей, регионов и товарных позиций, обеспечивающую электронное взаимодействие с базами данных органов статистики и стандартизации.
4. Образовать при Агентстве Фонд обеспечения защиты прав потребителей, определив его основными источниками:
5 млрд. сум, выделяемых единовременно Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции за счет средств Фонда содействия приватизированным предприятиям;
50 процентов средств, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Республики Узбекистан от суммы необоснованно полученных доходов, взыскиваемых за нарушения законодательства о защите прав потребителей и о рекламе;
благотворительные пожертвования, гранты международных организаций;
средства, полученные от хозяйственной деятельности, а также из других источников, не запрещенных законодательством.
Кабинету Министров в месячный срок утвердить Положение о порядке формирования и использования средств Фонда обеспечения защиты прав потребителей.
5. Предоставить Агентству, в пределах его компетенции, полномочия:
а) рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях за нарушения законодательства о защите прав потребителей и о рекламе;
б) давать официальное разъяснение по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей;
в) запрашивать необходимые документы, объяснения и иную информацию от хозяйствующих субъектов и частных лиц в случае обнаружения признаков нарушения законодательств о защите прав потребителей и рекламы;
г)выдавать в установленном законодательством порядке хозяйствующим субъектам, государственным органам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей и о рекламе и (или) устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, а также контролировать исполнение выданных предписаний;
д)обращаться в суд в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей);
е) на льготной основе направлять для исследования и получать от уполномоченных государственных органов и организаций результаты научных, лабораторных и других исследований по продовольственным, фармацевтическим и иным товарам, а также услугам на предмет их безопасности, а также соответствия заявленным качествам и характеристикам;
ж) осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.
6. Установить, что:
а) решения Агентства, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти на местах, другими организациями и их должностными лицами, а также гражданами;
б) проекты нормативно-правовых актов по вопросам, входящим в сферу деятельности Агентства, в обязательном порядке подлежат согласованию с Агентством;
в) Агентство и его территориальные органы имеют право осуществлять без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства изучения, в том числе с выездом на место, в целях выявления фактов с предварительным уведомлением прокурора Республики Каракалпакстан, прокуроров областей, города Ташкента и приравненных к ним прокуроров:
реализации продовольственных товаров, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения с истекшим сроком годности или без указания даты выпуска;
реализации социально значимых товаров (услуг) с нарушением порядка ценообразования;
размещения запрещенной и недостоверной рекламы.
При этом руководители Агентства и его территориальных органов несут ответственность за обеспечение неприкосновенности частной собственности, недопущение необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства и приостановления их функционирования при проведение вышеуказанных изучений.
7. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок внести в установленном порядке на утверждение проект постановления Президента Республики Узбекистан об организации деятельности Агентства.
8. Освободить Агентство и его территориальные органы от уплаты государственной пошлины по искам, вносимым на рассмотрение судов в соответствии с возложенными на Агентство полномочиями.
9. Агентству, Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Общие комментарии и ответы
Проект | Последняя редакция |
---|---|
ПРОЕКТ
УКАЗ О мерах по коренному совершенствованию системы За годы независимости проведена широкомасштабная работа по повышению качества жизни населения, расширению отечественного производства потребительских товаров и насыщения потребительского рынка, созданию действенной системы защиты прав потребителей и внедрению эффективного механизма обеспечения контроля качества выпускаемой продукции. Сформированы необходимая нормативно-правовая база в сфере защиты прав потребителей и определенный интеллектуальный и технологический потенциал, разработаны отраслевые стандарты итехнические регламенты, многими производителями внедряются международные стандарты качества выпускаемой продукции. Вместе с тем, отсутствие единого уполномоченного органа в этой сфере препятствует эффективной защите прав потребителей и приводит к недостаточному использованию имеющихся возможностей. В частности, отсутствует координация деятельности по защите прав потребителей между уполномоченными государственными органами, негосударственными некоммерческими организациями и общественностью, потребители недостаточно информированы о своих законных правах, не обеспечиваются достоверной и полной информацией о товарах и услугах. В целях эффективной реализации единой государственной политики по всестороннему обеспечению защиты прав потребителей, и в соответствии с задачами, определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в2017–2021 годах:
1. Образовать Агентство по защите прав потребителей при Кабинете Министров Республики Узбекистан с территориальными подразделениями в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте. Установить, что Агентство по защите прав потребителей при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – Агентство) является специальным уполномоченным государственным органом, ответственным за формирование и реализацию единой государственной политики по защите прав потребителей и регулированию рынка рекламы. 2. Определить основными задачами и направлениями деятельности Агентства: первое, разработку и практическую реализацию единой государственной политики в области защиты прав потребителей и рекламы, разработка нормативно-правовой базы по вопросам защиты прав потребителей и рекламы; второе, осуществление координации деятельности по защите прав потребителей между уполномоченными государственными органами, негосударственными некоммерческими организациями и общественностью, а также взаимодействие с уполномоченными государственными органами, осуществляющих в пределах своей компетенции контроль за безопасностью и качеством товаров, работ и услуг, ограничения производства и реализации товаров с фальсификацией их вида и свойств; третье, повышение информированности и обеспечения доступа потребителей к достоверной и полной информации о товарах (работах, услугах), их изготовителях, исполнителях и продавцах, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий; четвёртое, оказание содействия потребителям в защите их законных прав и интересов, обеспечение консультационной и юридической поддержки в вопросах, связанных с нарушением потребительских прав, в том числе путем участия в судебных разбирательствах от имени потребителей; пятое, взаимодействие с Федерацией обществ защиты прав потребителей Узбекистана, другими неправительственными организациями, организация диалога и “обратной связи”с населением по всем вопросам, касающимся защиты прав потребителей и рекламы; шестое, регулирование рекламного рынка с целью совершенствования предпринимательской и потребительской культуры, недопущения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы и пресечению недостоверной рекламы; седьмое, проведение анализа и глубокого изучения потребительского рынка, динамики цен и механизмов ценообразования, в первую очередь на социально значимые товары и услуги, и выработка на этой основе обоснованных предложений и рекомендаций; восьмое, реализация мер по осуществлению контроля за соблюдением регулируемых цен(тарифов) и надбавок на основные социально-значимые товары (работы, услуги), устанавливаемые органами государственного управления и органами государственной власти на местах, а также решениями Правительства Республики Узбекистан; девятое, сотрудничество с уполномоченными государственными органами и негосударственными организациями зарубежных стран по вопросам защиты прав потребителей и рекламы. 3. Агентству в срок до 1 сентября 2018 года совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, другими заинтересованными министерствами и ведомствами создать постоянно обновляемую базу данных по производителям и номенклатуре потребительских товаров в разрезе отраслей, регионов и товарных позиций, обеспечивающую электронное взаимодействие с базами данных органов статистики и стандартизации. 4. Образовать при Агентстве Фонд обеспечения защиты прав потребителей, определив его основными источниками: 5 млрд. сум, выделяемых единовременно Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции за счет средств Фонда содействия приватизированным предприятиям; 50 процентов средств, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Республики Узбекистан от суммы необоснованно полученных доходов, взыскиваемых за нарушения законодательства о защите прав потребителей и о рекламе; благотворительные пожертвования, гранты международных организаций; средства, полученные от хозяйственной деятельности, а также из других источников, не запрещенных законодательством. Кабинету Министров в месячный срок утвердить Положение о порядке формирования и использования средств Фонда обеспечения защиты прав потребителей. 5. Предоставить Агентству, в пределах его компетенции, полномочия: а) рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях за нарушения законодательства о защите прав потребителей и о рекламе; б) давать официальное разъяснение по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей; в) запрашивать необходимые документы, объяснения и иную информацию от хозяйствующих субъектов и частных лиц в случае обнаружения признаков нарушения законодательств о защите прав потребителей и рекламы; г)выдавать в установленном законодательством порядке хозяйствующим субъектам, государственным органам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей и о рекламе и (или) устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, а также контролировать исполнение выданных предписаний; д)обращаться в суд в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей); е) на льготной основе направлять для исследования и получать от уполномоченных государственных органов и организаций результаты научных, лабораторных и других исследований по продовольственным, фармацевтическим и иным товарам, а также услугам на предмет их безопасности, а также соответствия заявленным качествам и характеристикам; ж) осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством. 6. Установить, что: а) решения Агентства, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти на местах, другими организациями и их должностными лицами, а также гражданами; б) проекты нормативно-правовых актов по вопросам, входящим в сферу деятельности Агентства, в обязательном порядке подлежат согласованию с Агентством; в) Агентство и его территориальные органы имеют право осуществлять без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства изучения, в том числе с выездом на место, в целях выявления фактов с предварительным уведомлением прокурора Республики Каракалпакстан, прокуроров областей, города Ташкента и приравненных к ним прокуроров: реализации продовольственных товаров, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения с истекшим сроком годности или без указания даты выпуска; реализации социально значимых товаров (услуг) с нарушением порядка ценообразования; размещения запрещенной и недостоверной рекламы. При этом руководители Агентства и его территориальных органов несут ответственность за обеспечение неприкосновенности частной собственности, недопущение необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства и приостановления их функционирования при проведение вышеуказанных изучений. 7. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок внести в установленном порядке на утверждение проект постановления Президента Республики Узбекистан об организации деятельности Агентства. 8. Освободить Агентство и его территориальные органы от уплаты государственной пошлины по искам, вносимым на рассмотрение судов в соответствии с возложенными на Агентство полномочиями. 9. Агентству, Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа. 10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова. Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев |
Наименование мероприятия | Форма реализации | Срок реализации | Исполнители |
---|---|---|---|
Внесение проекта нормативно-правового акта на утверждение | Внесение проекта нормативно-правового акта на утверждение | 21.07.2018 | Госкомконкуренции |