Поиск

Расширенный поиск

 

 
 

 
 
 

Название документа

О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан

Тип документаУказ
Орган, утверждающий документПрезидент Республики Узбекистан
РазработчикМинистерство юстиции Республики Узбекистан
Дата размещения документа17.07.2018 09:48
Дата завершения обсуждения01.08.2018 23:59
Вид документаПроект НПА
Текущее состояние документаОбсуждение прекращено
Обоснования необходимости принятия проектаОтметить, что в целях создания в стране максимально благоприятного инвестиционного климата для прямых инвестиций реализованы масштабные меры по либерализации экономики, реформированию государственного управления, ограничению вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур, обеспечению свободного доступа к товарам (работам и услугам), а также созданию в регионах необходимой инфраструктуры. Ускоренными темпами осуществляется реформа налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, направленная на снижение налогового бремени и упрощению системы налогообложения для инвесторов, поддержку здоровой конкурентной среды.
Планируемый срок вступления в силу01.08.2018
Номер письма о соглашении1000
Номер и дата письма согласования Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан1000

О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного
климата в Республике Узбекистан

Отметить, что в целях создания в стране максимально благоприятного инвестиционного климата для прямых инвестиций реализованы масштабные меры по либерализации экономики, реформированию государственного управления, ограничению вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, сокращению и упрощению лицензионных
и разрешительных процедур, обеспечению свободного доступа к товарам (работам и услугам), а также созданию в регионах необходимой инфраструктуры.

Ускоренными темпами осуществляется реформа налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, направленная на снижение налогового бремени и упрощению системы налогообложения для инвесторов, поддержку здоровой конкурентной среды.

Вместе с тем, все еще имеют место бюрократические барьеры и препоны в работе с инвесторами, особенно на местах, заключающиеся в отсутствии лояльности со стороны хокимиятов всех уровней к инициативам инвесторов, четкой координации работ министерств и ведомств в данном направлении, что препятствует укреплению доверия в последовательность государственной политики по формированию благоприятного инвестиционного климата.

В целях дальнейшего улучшения инвестиционного климата в стране, стимулирования привлечения прямых инвестиций, укрепления доверия инвесторов в последовательность государственной политики в данном направлении и повышения ответственности государственных структур в работе с инвесторами:



1. Установить с 1 августа 2018 года порядок, в соответствии с которым:

добросовестно действующему инвестору и субъекту предпринимательства возмещается имущественный ущерб, возникший по причине доверия законной силе принятого в отношении них административного акта государственного органа (должностного лица), полагаясь на законную силу которого, использовали имущество, совершили сделку или иным образом воспользовались предоставленными выгодами и преимуществами;

вопрос отмены или изменения административного акта государственного органа (должностного лица), в случаях если это затрагивает законные интересы добросовестного инвестора и субъекта предпринимательства, рассматривается в судебном порядке, за исключением случаев, если его сохранение создает угрозу общественным интересам.

2. Определить, что с 1 сентября 2018 года:

принятие решений об изъятии земельных участков для государственных
и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения с заинтересованными лицами, земельные участки которых планируется изымать, а также оценки выгод и издержек;

снос жилых, производственных помещений, иных строений и сооружений, принадлежащих физическим и юридическим лицам, при изъятии земельных участков разрешается после полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества и убытков, причиненных собственникам в связи
с таким изъятием;

убытки, причиненные физическим и юридическим лицам в результате вынесения незаконного административного акта государственного органа (должностного лица), подлежат возмещению государством, в первую очередь
за счет внебюджетных средств соответствующих органов;

вводится принцип защиты добросовестного приобретателя, в соответствии с которым запрещается истребование имущества у добросовестно действовавшего лица, если данное лицо приобрело имущество на возмездной основе с соблюдением норм закона без применения последствия недействительности сделок.




3. Установить, что изъятие земельных участков для государственных
и общественных нужд допускается исключительно в следующих целях:

предоставления земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон;

необходимости выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров;

обнаружения и разработки месторождения полезных ископаемых;

строительства (реконструкции) автомобильных и железных дорог, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических
центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов космической деятельности, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей;

исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также в других случаях, прямо предусмотренных законами
и актами Президента Республики Узбекистан.

4. Внедрить с 1 октября 2018 года следующие новые механизмы предоставления земельных участков для осуществления инвестиционной деятельности:

долгосрочная аренда земельного участка несельскохозяйственного назначения на срок до 50 лет, но не менее срока, указанного в заявлении, для реализации инвестиционных проектов;

реализация права постоянного владения земельными участками для строительства объектов недвижимости (гостиницы, торговые объекты, культурно-развлекательные комплексы, объекты бытового обслуживания, строительство образовательных учреждений, медицинских организаций, дорожной инфраструктуры и др.).




5. Предоставить право:

хокимам районов (городов) осуществлять отвод земельного участка несельскохозяйственного назначения в долгосрочную аренду предприятиям
с иностранными инвестициями на срок до 50 лет, но не менее срока, указанного в заявлении, для реализации инвестиционных проектов, в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента заключать инвестиционные договора
с иностранными инвесторами при реализации инвестиционных проектов с долей иностранных инвестиций не более 10 млн долларов США, в пределах полномочий, установленных законодательством;

Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента принимать решения о реализации неиспользуемых объектов государственной собственности (за исключением объектов, перечисленных в приложениях №№ 1 и 2 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 16 июня 2017 года № ПП–3067 «О мерах
по дальнейшему совершенствованию процедур реализации объектов государственной собственности»), совокупная площадь которых составляет свыше 2000 кв.м., но не более 5000 кв.м., для реализации инвестиционных проектов.

6. Одобрить предложения Министерства юстиции, Министерства экономики и Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции о:

снижении минимального размера доли иностранных инвестиций в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями с 30 до 15 процентов;

отмене требования по обязательному участию иностранного юридического лица в качестве участника предприятия с иностранными инвестициями;

снижении минимального размера уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями с 600 млн. сум до 400 млн. сум;

снижении размера государственной пошлины за государственную регистрацию предприятий с иностранными инвестициями в три раза;

отмене требований об обязательном наличии в уставном капитале акционерного общества доли иностранного инвестора;

определении минимального размера уставного фонда акционерного общества 400 млн. сумов;

отмене обязательного порядка заключения экспортных контрактов на плодоовощную продукцию по ценам не ниже цен, опубликованных АО «Узагроэкспорт», а также осуществления таможенного оформления плодоовощной продукции, проводимого без заключения экспортного контракта, на основании инвойса, по ценам не ниже цен, указанных на официальном веб-сайте АО «Узагроэкспорт».




Предложенные варианты

2018-07-18 12:20:09

Абдуазизов Дилшод Рустамович

2018-07-18 19:54:21

Rashidov Farruh Ismoilovich

2018-07-18 19:54:23

Rashidov Farruh Ismoilovich

2018-07-18 20:10:46

Rashidov Farruh Ismoilovich

2018-07-18 20:59:32

Файзуллахужаев Элдорхон Жавохир угли

Комментарии и ответы

2018-07-17 15:34:48

Srapionov Karen Vladimirovich

7. Предоставить право иностранным гражданам и лицам без гражданства, инвестировавшим в Республику Узбекистан не менее 200 тыс. долларов США
в виде приобретения:

объектов жилой недвижимости, получать вид на жительство для проживания в Республике Узбекистан в упрощенном порядке;

акций и долей хозяйственных обществ, а также создания иностранного предприятия, получать многократную визу сроком до 3 лет с возможностью неограниченного количества продления срока их действия, без необходимости выезда с территории Республики Узбекистан.

Министерству внутренних дел Республики Узбекистан внести предложения по внедрению порядка присвоения статуса «Почетного гражданина» иностранным лицам, внесшим значительные инвестиции
в приоритетные сферы экономики страны.

8. Определить основными принципами выработки инструментов правовой политики, правоприменительной и судебной практики открытость, правовая определенность и стабильность законодательства.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести предложения по выработке и реализации принципа открытости во всех ветвях власти и участию в деятельности международной организации «Партнерства открытого правительства» (Open Government Partnership).

Рекомендовать Конституционному суду и Верховному суду Республики Узбекистан обеспечить внедрение и развитие инструментов судебного толкования, обязательности учета решений вышестоящих судов при рассмотрении нижестоящими судебными инстанциями гражданских и экономических дел.

Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Генеральной прокуратурой и Верховным судом Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести предложения по внедрению и развитию механизмов обеспечения правовой определенности и стабильности законодательства.

9. Утвердить Программу мер по повышению инвестиционной привлекательности страны согласно приложению.

Возложить на руководителей министерств и ведомств персональную ответственность за своевременную и эффективную реализацию мероприятий, предусмотренных в Программе мер.

10. Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в срок до 31 декабря 2018 года разработать и внести в установленном порядке проект унифицированного законодательного акта в области инвестиционной деятельности, направленного на создание максимально благоприятных условий для инвестирования.



11. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан установить жесткий контроль за безусловным соблюдением всеми органами государственного управления и иными организациями, независимо от подчиненности, действующего законодательства по защите прав и гарантий инвесторов с принятием действенных мер по предотвращению нарушения установленного законодательства и привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

12. Министерству юстиции Республики Узбекистан в двухмесячный срок:

совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру Министерством экономики и другими заинтересованными ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях
в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;

провести инвентаризацию ведомственных нормативно-правовых актов на предмет выявления в них норм и положений, препятствующих или затрудняющих инвестиционную деятельность, с принятием мер по их устранению.

13. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б.

Президент

Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев


ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Президента Республики Узбекистан
от «___» июля 2018 года № УП–______

ПРОГРАММА МЕР
по повышению инвестиционной привлекательности страны

Мероприятия

Форма реализации

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

Примечание

1.

Разработка унифицированного законодательного акта, регулирующего инвестиционную деятельность

Проект закона

31 декабря 2018 года

Госкоминвестиции, НАПУ, Минэкономики, МВТ, Минюст, МИД, Госкомконкуренции, ЦБ

Законодательство об инвестиционной деятельности состоит из законов «Об инвестиционной деятельности», «Об иностранных инвестициях»,
«О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», «О свободных экономических зонах», «Об инвестиционных и паевых фондах»,
«О концессиях», «О с3оглашениях о разделе продукции», а также более 100 подзаконных актов.

Разброс норм законодательства об инвестиционной деятельности усложняет его применение и негативно влияет на инвестиционную привлекательность страны, зачастую приводит к правовым коллизиям
и нарушает принцип системности.

Ряд зарубежных стран имеют успешный опыт
по систематизации законодательства об инвестиционнойдеятельности (Например, Беларусь, Тунис, Филиппины).

2.

Отмена требования
об обязательном наличии
в уставном фонде акционерного общества доли иностранного инвестора

Проект закона

15 сентября 2018 года

Госкомконкуренции, НАПУ, Минэкономики, Минюст

В настоящее время минимальный размер уставного фонда общества должен составлять 1 600 млн. сум.

Также, установлено требование о наличии
в уставном фонде акционерного общества доли иностранного инвестора не менее 15%, что привело
к сокращению их количества примерно на 16 %, до 605.

Данные обстоятельства крайне отрицательно повлияли на развитие фондового рынка, являющегося местом для привлечения инвестиций,
в том числе прямых иностранных инвестиций.

3.

Уменьшение минимального размера уставного фонда акционерного общества до 100 млн. сум

4.

Предоставление иностранным физическим лицам право непосредственно выступать
в качестве учредителя (участника) предприятия
с иностранными инвестициями

Проект Указа Президента Республики Узбекистан

сентябрь

2018 года

Минюст, Минэкономики, НАПУ

Законодательством в качестве условий отнесения предприятий к категории с иностранными инвестициями определены:

обязательное участие иностранного юридического лица в качестве участника предприятия;

наличие доли иностранных инвестиций в размере
не менее 30 процентов уставного фонда предприятия.

Данные требования ограничивают инвестиционную активность иностранных физических лиц и не стимулируют их привлечение в небольших размерах.

5.

Снижение минимального размера доли иностранных инвестиций до 15 процентов

6.

Совершенствование порядка аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан, в том числе увеличение срока аккредитации до 5 лет, снижение платы
за аккредитацию в три раза

Внесение изменений в законодательство

сентябрь

2018 года

Госкоминвестиции,Минфин, МВТ, ТПП

В соответствии с законодательством разрешение
на открытие представительства выдается аккредитующим органом на срок от одного года
до трех лет, что является недостаточным и требует иностранных компаний повторного обращения
в аккредитующий орган.

Также, размер платы за аккредитацию представительств иностранных коммерческих организаций составляет 1 200 долларов США,
что является необоснованно высоким.

7.

Принятие комплекса мер
по улучшению рейтинга Республики Узбекистан
в международных рейтингах,
в том числе Индекс верховенства закона (Rule of Law index), Рейтинг свободы прессы (Freedom of the Press), Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index), Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom), Индекс в сфере коррупции (Transparency International) и др.

Комплекс мероприятий

декабрь 2018 года

НАПУ, Госкоминвестиции, Минфин, Минэкономики, МВТ, Минюст, МИД, Госкомконкуренции, ЦБ, Генеральная прокуратура

Несмотря на достигнутые темпы экономического роста, проводимые реформы, во многих международных рейтингах Узбекистан не входит даже в первую сотню стран.

Одним из важнейших критериев выбора места инвестирования является позиция страны в ключевых международных рейтингах как Ведение бизнеса (Doing Business), Индекс верховенства закона (Rule of Law index), Рейтинг свободы прессы (Freedom of the Press), Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index), Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom), Индекс в сфере коррупции (Transparency International) и др.

8.

Разработка «Дорожной карты» по созданию и продвижению бренда регионов республики,
в том числе путем размещения рекламы (роликов) на ведущих телеканалах, фестивалях
и форумах, социальных сетях (Facebook, YouTube, Twitter, Instagram и др), разработки оригинальных слоганов.

Проект постановления Кабинета Министров

сентябрь
2018 года

Госкоминвестиции, Госкомтуризм, НАПУ, Минэкономики, МИД, МВТ, ТПП

Региональный бренд – это инструмент реализации стратегии развития территории.

При этом в Узбекистане отсутствует комплексный подход в продвижении региональных брендов,
а также орган, ответственный за их формирование.

9.

Организация и проведение глобальных форумов с участием бизнес сообществ стран партнеров, направленных
на освещение сути и значения реформ, проводимых в стране,
в том числе информирование инвесторов об изменениях
в законодательстве

Проект постановления Президента Республики Узбекистан

октябрь 2018 года

НАПУ, Госкоминвестиции, МИД, МВТ, ТПП

Отсутствует налаженная практика организации
и участия в глобальных бизнес-форумах,
что не позволяет ненадлежащее информирование иностранных инвесторов об изменениях
в законодательстве, сути и значении реформ.

10.

Усиление гарантий обеспечения надежной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности

Проект нормативно-правового акта

10 ноября
2018 года

Минюст, Агентство по интеллектуальной собственности, Генпрокуратура

Действующая система обеспечения защиты прав
на объекты интеллектуальной собственности
не в полной мере отвечает целям и задачам реализуемых реформ, не обеспечивает создание равных условий ведения бизнеса и поддержание основополагающих рыночных принципов конкуренции, не способствует широкому привлечению иностранных инвестиций.

Высокими остаются размеры индивидуальных пошлин за регистрацию объектов интеллектуальной собственности по международной процедуре.

Имеют место случаи брендрейдинга – захвата чужих брендов, с целью недобросовестной конкуренции и личного обогащения.

Отсутствует действенный механизм защиты прав
и интересов правообладателей.

11.

Развитие концессионных отношений, в том числе увеличение срока концессионного соглашения

Проект закона

1 декабря 2018 года

Минэкономики, Госкомконкуренции,Госкоминвестиции, НАПУ, Минфин

Несмотря на то, что закон «О концессиях»
был принят более 20 лет назад, до настоящего времени не было заключено ни одного концессионного договора с иностранными инвесторами, что связно с отсутствием необходимых механизмов реализации закона.

Согласно статье 17 Закона «О концессиях», концессионный договор заключается на срок
до пятнадцати лет.

Согласно статье 5 Закона «О концессиях», концессионером может быть только
иностранный инвестор, с которым заключен концессионный договор, что ограничивает других участников инвестиционной деятельности,
в частности предприятий с иностранными инвестициями.

12.

Упрощение прохождения разрешительных процедур
в сфере осуществления трудовой деятельности иностранных инвесторов
и привлечения иностранной рабочей силы

Проект постановления Президента Республики Узбекистан

сентябрь

2018 года

Минюст, Минтруд, МВД, СГБ, Минэкономики

Иностранный инвестор не имеет прямого доступа
к объекту инвестирования в республике
без соответствующих разрешений уполномоченного органа. Необходимо пройти сложную двухступенчатую систему разрешительных процедур для осуществления трудовой деятельности в своем
же предприятии.

Завышенные размеры плат за разрешительные документы в этой сфере, а также чрезмерно большие сроки рассмотрения обращений являются
причиной обоснованного недовольства со стороны инвесторов.

Предлагается отменить требование
о необходимости получения (продления) подтверждений иностранными гражданами на право трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан, с сохранением единой процедуры,
а также снизить размер сборов.

13.

Совершенствование трудового законодательства в частном секторе, предусматривающее:

расширение оснований заключения срочных трудовых договоров;

внедрение новых форм приема на работу (разовые, почасовые),
а также порядка почасовой оплаты труда;

расширение возможности прекращения трудового договора по инициативе работодателя,
в том числе с сокращением срока предупреждения.

Проект закона

15 ноября 2018 года

Минтруд, Минюст, Минэкономики, Минфин

Инвесторы не имеют возможность быстрого реагирования на изменяющееся положение рынка,
что выражается, в частности, в необходимости права уволить тех работников, в которых организация
не нуждается, или же заменить их более квалифицированными работниками.

14.

Проработка вопроса о целесообразности введения института инвестиционного налогового кредита

Аналитическая записка

30 сентября 2018 года

ГНК, Минфин, Минэкономики, НАПУ, Госкоминвестиции

В законодательстве отсутствует понятие инвестиционный налоговый кредит.

Инвестиционный налоговый кредит – это форма изменения срока уплаты налога, при котором налогоплательщику предоставляется возможность
по определенным условиям уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит успешно применяется в развитых странах.

15.

Совершенствование порядка заключения и реализации инвестиционных договоров, предусмотрев, в том числе передачу органам государственной власти
на местах право заключения инвестиционных договоров, оптимизацию процедур

Проект нормативно-правового акта

20 октября
2018 года

Госкоминвестиции, НАПУ, Минэкономики, Минюст

Законодательство не предусматривает разработку
и проведение инвестиционной политики регионов самими органами государственной власти на местах, что ограничивает возможности и ответственность местных властей за развитие регионов.

Дополнительные гарантии и меры защиты предоставляются иностранным инвесторам
на основании решений Президента Республики Узбекистан или Правительства, в которых предусматриваются условия и порядок вложения, использования и обеспечения окупаемости иностранных инвестиций и (или) утверждение инвестиционных договоров, заключаемых между Правительством Республики Узбекистан
и иностранным инвестором, с закреплением в них инвестиционных обязательств иностранного инвестора.

Во многих странах инвестиционные договоры
с инвесторами заключаются местными органами.

16.

Внедрение современных методов законотворческой деятельности, направленных
на обеспечение стабильности
и прогнозируемости законодательства, а также исключение избыточного бремени правового регулирования

Комплекс мер

ноябрь
2018 года

Минюст, Генпрокуратура, Минэкономики

Отсутствие стабильного, прогнозируемого законодательства препятствует привлечению прямых иностранных инвестиций.

17.

Расширение перечня случаев, ухудшающих условия инвестирования, предусмотрев данные случаи на уровне закона
с определением уполномоченного органа, который выдает заключение по применению гарантии

Проект нормативно-правового акта

1 декабря 2018 года

Госкоминвестиции, НАПУ, Минюст, Генпрокуратура, Минэкономики

Порядок применения гарантии от ухудшающих условий инвестирования определен решением Правительства.

При этом, необходимо обеспечить прямое действие закона по данному вопросу. Кроме того, предлагается уполномоченным органом по выдаче заключения по применению гарантии определить Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

18.

Принятие мер по гармонизацию национальных стандартов бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности

Комплекс мер

1 ноября

2018 года

Минфин, ГНК, НАПУ

Национальные стандарты бухгалтерского учета
не в полной мере гармонизированы с международными стандартами финансовой отчетности, достаточно сложны к пониманию и применению
на практике, а также не адаптированы к динамичным изменениям финансовых и рыночных отношений.

Внедрение международных стандартов финансовой отчетности играет важную роль для привлечения прямых иностранных инвестиций.

19.

Разработка и внесение порядка предоставления в аренду земельных участков предприятиям с иностранными инвестициями

Проект постановления Кабинета Министров

1 ноября
2018 года

Госкомгеодезкадастр Минстрой, Минюст

Отсутствует нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок предоставления земельного участка предприятиям с иностранными инвестициями.

20.

Поэтапное внедрение право частной собственности
на земельные участки несельскохозяйственного назначения (на первом этапе – при реализации зданий вместе
с земельными участками
и строительстве недвижимости) с выработкой правовых механизмов введения
их в гражданский оборот

Проект закона Республики Узбекистан

1 ноября
2018 года

Минюст, Госкомгеодезкадастр

Законодательством не регламентирован порядок реализации земельных участков в частную собственность. Хотя, Земельный кодекс предусматривает наличие права частной собственности на земельные участки, которые
были приватизированы вместе с объектами торговли и бытовых услуг.

Отсутствие частной собственности на земельные участки ограничивает инвестиционную деятельность, негативно влияет на доверие инвесторов, намеривающих вложить крупные инвестиции в недвижимое имущество.

21.

Предоставление органам прокуратуры и Торгово-промышленной палате доступа к Инвестиционному порталу Республики Узбекистан для отслеживания и контроля хода рассмотрения инвестиционных предложений и обращений инвесторов уполномоченными органами

Комплекс мер

1 сентября 2018 года

МининфокомГоскоминвестиции, Генпрокуратура, ТПП

Инвестиционный портал Республики Узбекистан создает универсальную площадку и правовое поле
для иностранных инвесторов, заинтересованных
в инвестировании в республику.

22.

Отмена применения
в отношении субъекта предпринимательства штрафных санкций за допущение задержки поступления валютных средств, за исключением предприятий
с участием государства

Проект постановления Кабинета Министров

ноябрь
2018 года

ГНК, Минфин, Счетная палата, Генпрокуратура

В настоящее время срок поступления выручки или обратного ввоза товаров по экспортным операциям не должен превышать 180 дней.

Экспортеры, допустившие задержку поступления выручки, а также импортеры, не обеспечившие ввоз товаров, выполнение работ и оказание услуг более чем на 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства – 60 банковских дней), после истечения установленных сроков уплачивают штраф в размере до 100 процентов от суммы не поступивших средств или товаров.

23.

Установление порядка,
в соответствии с которым запрещается:

участие государства
и государственных предприятий в качестве учредителя
в коммерческих организациях,
за исключением случаев, требующих безусловное участие государства, исчерпывающий перечень которых утверждается решением Президента Республики Узбекистан;

выполнение хозяйственными объединениями административно-распределительных функций
с их передачей соответствующим государственным органам;

закрепление в законодательстве эксклюзивных прав, задач
и функций вновь создаваемых коммерческих организаций, принадлежащих полностью
или частично государству, которые создают неравные условия для конкуренции.

Проект Указа Президента Республики Узбекистан

20 ноября
2018 года

Минэкономики, Госкомконкуренции, НАПУ

В большинстве случаев конкурентная среда нарушается из-за избыточного участия государства
в экономике, в том числе в вопросах доступа
к ресурсам, реализации товаров, работ (услуг) государственному сектору.

Существует значительное количество акционерных обществ, которые совмещают функции государственного органа с коммерческой деятельностью, управлением бизнеса, в том числе
в виде органа хозяйственного управления.

24.

Разработка проекта закона
«О международном коммерческом арбитраже»

Проект закона

30 августа
2018 года

Кабинет Министров, ТПП, Минэкономики, Верховный суд

Отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы рассмотрения коммерческих споров с участием иностранных инвесторов
в арбитражном производстве.

Международный коммерческий арбитражный суд способствует обеспечению надежной защиты прав
и законных интересов иностранных инвесторов,
а также национальных компаний во взаимоотношениях с зарубежными партнерами.

25.

Предоставление земельных участков для осуществления градостроительной деятельности посредством электронного аукциона без указания целей использования с определением исчерпывающих ограничений

Проект постановления Президента Республики Узбекистан

1 октября 2018 года

Минстрой, Госкомгеодезкадастр

Предоставление земельных участков
для осуществления градостроительной деятельности осуществляется посредством электронного аукциона
с указанием конкретных целей их использования,
что существенно ограничивает возможности инвесторов в выборе и осуществлении
их деятельности.

Вводимый порядок способствует развитию конкурентной среды, полноценной реализации бизнес инициатив субъектов предпринимательства, а также привлечению мировых брендов на условиях франшизы.

26.

Кардинальное реформирование системы лицензирования
и прохождения разрешительных процедур, предусмотрев:

унификацию законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и прохождения разрешительных процедур в сфере предпринимательства, в частности применение по отношению к лицензионным и разрешительным процедурам норм Закона «Об административных процедурах»;

утверждение новой классификации системы лицензирования и прохождения разрешительных процедур
на основе категорий рисков,
с введением уведомительного порядка для осуществления отдельных видов деятельности
и действий, соответствующих низкой категории риска в рамках новой системы;

кардинальное сокращение количества лицензий и разрешительных документов;

децентрализацию оформления лицензий и разрешений;

разработку методики оценки воздействия системы лицензирования и прохождения разрешительных процедур
на инвестиционный климат
на основе стандартной модели оценки затрат субъектов предпринимательства

Проект постановления Президента Республики Узбекистан

1 декабря 2018 года

НАПУ, Минюст, ТПП

Сохраняется обременительная система лицензирования, предусматривающая лицензирование 369 видов деятельности в рамках существующих
54 лицензий, требуется унифицировать лицензионное
и разрешительное законодательство, оптимизировать административные процедуры в процессе оформления лицензий и разрешений, стимулировать внедрение современных рыночных механизмов регулирования для бизнеса и снижения уровня рисков
от их деятельности.

Значительная доля предпринимателей, осуществляющих деятельность в «теневом секторе» экономики.

27.

Ускорение процессов приватизации и привлечения частного капитала
в акционерные компании путем:

проведения первичного (IPO) и вторичного (SPO) публичного размещения акций населению,
в первую очередь в сферах строительства и финансов,
в том числе не менее 5 объектов в 2018–2019 годах;

установления порядка,
в соответствии с которым организаторы торгов самостоятельно применяют механизм пошагового снижения цены объектов государственной собственности без согласования с продавцом.

Проект постановления Кабинета Министров

20 сентября 2018 года

Госкомконкуренции, Минфин, Минэкономики

Все еще имеет место отсутствие стимулов
и мотиваций для привлечения частного капитала
в акционерные общества, излишняя зарегулированность процедур реализации частным собственникам объектов государственной стоимости в нестратегических отраслях экономики.

28.

Совершенствование законодательства, направленное на привлечение инвестиций в образование, в том числе путем:

открытия филиалов ведущих иностранных вузов и внедрения механизмов дистанционного обучения;

отмены лицензирования иностранных вузов, входящих
в топ-500 ведущих вузов,
с признанием выданных ими дипломов без дополнительных процедур.

Проект постановления Президента Республики Узбекистан

10 ноября
2018 года

МВССО, НАПУ, Минюст

На низком уровне находится охват высшем образованием населения, количество иностранных высших образовательных учреждений в стране является недостаточным.

Не уделяется достаточное внимание на инвестиции
в человеческий капитал.

Существует потребность в расширении системы обучения профессиям на основе международных стандартов.

Примечание: При реализации мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, форма разрабатываемого акта может быть изменен
или разрабатываемый акт может быть объединен с другими актами, предусмотренными в других пунктах. При объединении двух и более актов сроком

их разработки является наиболее поздний срок, определенный для исполнения соответствующих пунктов.























































































































Предложенные варианты

Ничего не найдено

Комментарии и ответы

2018-07-17 15:35:27

Srapionov Karen Vladimirovich
Мне понравилось Мне не понравилось
Нравится: 3
Не нравится: 0

Общие комментарии и ответы

2018-07-18 14:00:11

Abdusamatov Tahir Mashrabjonovich

2018-07-27 18:25:36

Xalilov Dilmurod Najmidinovich
Мне понравилось Мне не понравилось
Нравится: 0
Не нравится: 0
Проект Последняя редакция

О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного
климата в Республике Узбекистан

Отметить, что в целях создания в стране максимально благоприятного инвестиционного климата для прямых инвестиций реализованы масштабные меры по либерализации экономики, реформированию государственного управления, ограничению вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, сокращению и упрощению лицензионных
и разрешительных процедур, обеспечению свободного доступа к товарам (работам и услугам), а также созданию в регионах необходимой инфраструктуры.

Ускоренными темпами осуществляется реформа налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, направленная на снижение налогового бремени и упрощению системы налогообложения для инвесторов, поддержку здоровой конкурентной среды.

Вместе с тем, все еще имеют место бюрократические барьеры и препоны в работе с инвесторами, особенно на местах, заключающиеся в отсутствии лояльности со стороны хокимиятов всех уровней к инициативам инвесторов, четкой координации работ министерств и ведомств в данном направлении, что препятствует укреплению доверия в последовательность государственной политики по формированию благоприятного инвестиционного климата.

В целях дальнейшего улучшения инвестиционного климата в стране, стимулирования привлечения прямых инвестиций, укрепления доверия инвесторов в последовательность государственной политики в данном направлении и повышения ответственности государственных структур в работе с инвесторами:



1. Установить с 1 августа 2018 года порядок, в соответствии с которым:

добросовестно действующему инвестору и субъекту предпринимательства возмещается имущественный ущерб, возникший по причине доверия законной силе принятого в отношении них административного акта государственного органа (должностного лица), полагаясь на законную силу которого, использовали имущество, совершили сделку или иным образом воспользовались предоставленными выгодами и преимуществами;

вопрос отмены или изменения административного акта государственного органа (должностного лица), в случаях если это затрагивает законные интересы добросовестного инвестора и субъекта предпринимательства, рассматривается в судебном порядке, за исключением случаев, если его сохранение создает угрозу общественным интересам.

2. Определить, что с 1 сентября 2018 года:

принятие решений об изъятии земельных участков для государственных
и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения с заинтересованными лицами, земельные участки которых планируется изымать, а также оценки выгод и издержек;

снос жилых, производственных помещений, иных строений и сооружений, принадлежащих физическим и юридическим лицам, при изъятии земельных участков разрешается после полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества и убытков, причиненных собственникам в связи
с таким изъятием;

убытки, причиненные физическим и юридическим лицам в результате вынесения незаконного административного акта государственного органа (должностного лица), подлежат возмещению государством, в первую очередь
за счет внебюджетных средств соответствующих органов;

вводится принцип защиты добросовестного приобретателя, в соответствии с которым запрещается истребование имущества у добросовестно действовавшего лица, если данное лицо приобрело имущество на возмездной основе с соблюдением норм закона без применения последствия недействительности сделок.




3. Установить, что изъятие земельных участков для государственных
и общественных нужд допускается исключительно в следующих целях:

предоставления земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон;

необходимости выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров;

обнаружения и разработки месторождения полезных ископаемых;

строительства (реконструкции) автомобильных и железных дорог, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических
центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов космической деятельности, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей;

исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также в других случаях, прямо предусмотренных законами
и актами Президента Республики Узбекистан.

4. Внедрить с 1 октября 2018 года следующие новые механизмы предоставления земельных участков для осуществления инвестиционной деятельности:

долгосрочная аренда земельного участка несельскохозяйственного назначения на срок до 50 лет, но не менее срока, указанного в заявлении, для реализации инвестиционных проектов;

реализация права постоянного владения земельными участками для строительства объектов недвижимости (гостиницы, торговые объекты, культурно-развлекательные комплексы, объекты бытового обслуживания, строительство образовательных учреждений, медицинских организаций, дорожной инфраструктуры и др.).




5. Предоставить право:

хокимам районов (городов) осуществлять отвод земельного участка несельскохозяйственного назначения в долгосрочную аренду предприятиям
с иностранными инвестициями на срок до 50 лет, но не менее срока, указанного в заявлении, для реализации инвестиционных проектов, в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента заключать инвестиционные договора
с иностранными инвесторами при реализации инвестиционных проектов с долей иностранных инвестиций не более 10 млн долларов США, в пределах полномочий, установленных законодательством;

Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента принимать решения о реализации неиспользуемых объектов государственной собственности (за исключением объектов, перечисленных в приложениях №№ 1 и 2 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 16 июня 2017 года № ПП–3067 «О мерах
по дальнейшему совершенствованию процедур реализации объектов государственной собственности»), совокупная площадь которых составляет свыше 2000 кв.м., но не более 5000 кв.м., для реализации инвестиционных проектов.

6. Одобрить предложения Министерства юстиции, Министерства экономики и Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции о:

снижении минимального размера доли иностранных инвестиций в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями с 30 до 15 процентов;

отмене требования по обязательному участию иностранного юридического лица в качестве участника предприятия с иностранными инвестициями;

снижении минимального размера уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями с 600 млн. сум до 400 млн. сум;

снижении размера государственной пошлины за государственную регистрацию предприятий с иностранными инвестициями в три раза;

отмене требований об обязательном наличии в уставном капитале акционерного общества доли иностранного инвестора;

определении минимального размера уставного фонда акционерного общества 400 млн. сумов;

отмене обязательного порядка заключения экспортных контрактов на плодоовощную продукцию по ценам не ниже цен, опубликованных АО «Узагроэкспорт», а также осуществления таможенного оформления плодоовощной продукции, проводимого без заключения экспортного контракта, на основании инвойса, по ценам не ниже цен, указанных на официальном веб-сайте АО «Узагроэкспорт».




7. Предоставить право иностранным гражданам и лицам без гражданства, инвестировавшим в Республику Узбекистан не менее 200 тыс. долларов США
в виде приобретения:

объектов жилой недвижимости, получать вид на жительство для проживания в Республике Узбекистан в упрощенном порядке;

акций и долей хозяйственных обществ, а также создания иностранного предприятия, получать многократную визу сроком до 3 лет с возможностью неограниченного количества продления срока их действия, без необходимости выезда с территории Республики Узбекистан.

Министерству внутренних дел Республики Узбекистан внести предложения по внедрению порядка присвоения статуса «Почетного гражданина» иностранным лицам, внесшим значительные инвестиции
в приоритетные сферы экономики страны.

8. Определить основными принципами выработки инструментов правовой политики, правоприменительной и судебной практики открытость, правовая определенность и стабильность законодательства.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести предложения по выработке и реализации принципа открытости во всех ветвях власти и участию в деятельности международной организации «Партнерства открытого правительства» (Open Government Partnership).

Рекомендовать Конституционному суду и Верховному суду Республики Узбекистан обеспечить внедрение и развитие инструментов судебного толкования, обязательности учета решений вышестоящих судов при рассмотрении нижестоящими судебными инстанциями гражданских и экономических дел.

Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Генеральной прокуратурой и Верховным судом Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести предложения по внедрению и развитию механизмов обеспечения правовой определенности и стабильности законодательства.

9. Утвердить Программу мер по повышению инвестиционной привлекательности страны согласно приложению.

Возложить на руководителей министерств и ведомств персональную ответственность за своевременную и эффективную реализацию мероприятий, предусмотренных в Программе мер.

10. Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в срок до 31 декабря 2018 года разработать и внести в установленном порядке проект унифицированного законодательного акта в области инвестиционной деятельности, направленного на создание максимально благоприятных условий для инвестирования.



11. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан установить жесткий контроль за безусловным соблюдением всеми органами государственного управления и иными организациями, независимо от подчиненности, действующего законодательства по защите прав и гарантий инвесторов с принятием действенных мер по предотвращению нарушения установленного законодательства и привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

12. Министерству юстиции Республики Узбекистан в двухмесячный срок:

совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру Министерством экономики и другими заинтересованными ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях
в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;

провести инвентаризацию ведомственных нормативно-правовых актов на предмет выявления в них норм и положений, препятствующих или затрудняющих инвестиционную деятельность, с принятием мер по их устранению.

13. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б.

Президент

Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев


ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Президента Республики Узбекистан
от «___» июля 2018 года № УП–______

ПРОГРАММА МЕР
по повышению инвестиционной привлекательности страны

Мероприятия

Форма реализации

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

Примечание

1.

Разработка унифицированного законодательного акта, регулирующего инвестиционную деятельность

Проект закона

31 декабря 2018 года

Госкоминвестиции, НАПУ, Минэкономики, МВТ, Минюст, МИД, Госкомконкуренции, ЦБ

Законодательство об инвестиционной деятельности состоит из законов «Об инвестиционной деятельности», «Об иностранных инвестициях»,
«О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», «О свободных экономических зонах», «Об инвестиционных и паевых фондах»,
«О концессиях», «О с3оглашениях о разделе продукции», а также более 100 подзаконных актов.

Разброс норм законодательства об инвестиционной деятельности усложняет его применение и негативно влияет на инвестиционную привлекательность страны, зачастую приводит к правовым коллизиям
и нарушает принцип системности.

Ряд зарубежных стран имеют успешный опыт
по систематизации законодательства об инвестиционнойдеятельности (Например, Беларусь, Тунис, Филиппины).

2.

Отмена требования
об обязательном наличии
в уставном фонде акционерного общества доли иностранного инвестора

Проект закона

15 сентября 2018 года

Госкомконкуренции, НАПУ, Минэкономики, Минюст

В настоящее время минимальный размер уставного фонда общества должен составлять 1 600 млн. сум.

Также, установлено требование о наличии
в уставном фонде акционерного общества доли иностранного инвестора не менее 15%, что привело
к сокращению их количества примерно на 16 %, до 605.

Данные обстоятельства крайне отрицательно повлияли на развитие фондового рынка, являющегося местом для привлечения инвестиций,
в том числе прямых иностранных инвестиций.

3.

Уменьшение минимального размера уставного фонда акционерного общества до 100 млн. сум

4.

Предоставление иностранным физическим лицам право непосредственно выступать
в качестве учредителя (участника) предприятия
с иностранными инвестициями

Проект Указа Президента Республики Узбекистан

сентябрь

2018 года

Минюст, Минэкономики, НАПУ

Законодательством в качестве условий отнесения предприятий к категории с иностранными инвестициями определены:

обязательное участие иностранного юридического лица в качестве участника предприятия;

наличие доли иностранных инвестиций в размере
не менее 30 процентов уставного фонда предприятия.

Данные требования ограничивают инвестиционную активность иностранных физических лиц и не стимулируют их привлечение в небольших размерах.

5.

Снижение минимального размера доли иностранных инвестиций до 15 процентов

6.

Совершенствование порядка аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан, в том числе увеличение срока аккредитации до 5 лет, снижение платы
за аккредитацию в три раза

Внесение изменений в законодательство

сентябрь

2018 года

Госкоминвестиции,Минфин, МВТ, ТПП

В соответствии с законодательством разрешение
на открытие представительства выдается аккредитующим органом на срок от одного года
до трех лет, что является недостаточным и требует иностранных компаний повторного обращения
в аккредитующий орган.

Также, размер платы за аккредитацию представительств иностранных коммерческих организаций составляет 1 200 долларов США,
что является необоснованно высоким.

7.

Принятие комплекса мер
по улучшению рейтинга Республики Узбекистан
в международных рейтингах,
в том числе Индекс верховенства закона (Rule of Law index), Рейтинг свободы прессы (Freedom of the Press), Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index), Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom), Индекс в сфере коррупции (Transparency International) и др.

Комплекс мероприятий

декабрь 2018 года

НАПУ, Госкоминвестиции, Минфин, Минэкономики, МВТ, Минюст, МИД, Госкомконкуренции, ЦБ, Генеральная прокуратура

Несмотря на достигнутые темпы экономического роста, проводимые реформы, во многих международных рейтингах Узбекистан не входит даже в первую сотню стран.

Одним из важнейших критериев выбора места инвестирования является позиция страны в ключевых международных рейтингах как Ведение бизнеса (Doing Business), Индекс верховенства закона (Rule of Law index), Рейтинг свободы прессы (Freedom of the Press), Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index), Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom), Индекс в сфере коррупции (Transparency International) и др.

8.

Разработка «Дорожной карты» по созданию и продвижению бренда регионов республики,
в том числе путем размещения рекламы (роликов) на ведущих телеканалах, фестивалях
и форумах, социальных сетях (Facebook, YouTube, Twitter, Instagram и др), разработки оригинальных слоганов.

Проект постановления Кабинета Министров

сентябрь
2018 года

Госкоминвестиции, Госкомтуризм, НАПУ, Минэкономики, МИД, МВТ, ТПП

Региональный бренд – это инструмент реализации стратегии развития территории.

При этом в Узбекистане отсутствует комплексный подход в продвижении региональных брендов,
а также орган, ответственный за их формирование.

9.

Организация и проведение глобальных форумов с участием бизнес сообществ стран партнеров, направленных
на освещение сути и значения реформ, проводимых в стране,
в том числе информирование инвесторов об изменениях
в законодательстве

Проект постановления Президента Республики Узбекистан

октябрь 2018 года

НАПУ, Госкоминвестиции, МИД, МВТ, ТПП

Отсутствует налаженная практика организации
и участия в глобальных бизнес-форумах,
что не позволяет ненадлежащее информирование иностранных инвесторов об изменениях
в законодательстве, сути и значении реформ.

10.

Усиление гарантий обеспечения надежной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности

Проект нормативно-правового акта

10 ноября
2018 года

Минюст, Агентство по интеллектуальной собственности, Генпрокуратура

Действующая система обеспечения защиты прав
на объекты интеллектуальной собственности
не в полной мере отвечает целям и задачам реализуемых реформ, не обеспечивает создание равных условий ведения бизнеса и поддержание основополагающих рыночных принципов конкуренции, не способствует широкому привлечению иностранных инвестиций.

Высокими остаются размеры индивидуальных пошлин за регистрацию объектов интеллектуальной собственности по международной процедуре.

Имеют место случаи брендрейдинга – захвата чужих брендов, с целью недобросовестной конкуренции и личного обогащения.

Отсутствует действенный механизм защиты прав
и интересов правообладателей.

11.

Развитие концессионных отношений, в том числе увеличение срока концессионного соглашения

Проект закона

1 декабря 2018 года

Минэкономики, Госкомконкуренции,Госкоминвестиции, НАПУ, Минфин

Несмотря на то, что закон «О концессиях»
был принят более 20 лет назад, до настоящего времени не было заключено ни одного концессионного договора с иностранными инвесторами, что связно с отсутствием необходимых механизмов реализации закона.

Согласно статье 17 Закона «О концессиях», концессионный договор заключается на срок
до пятнадцати лет.

Согласно статье 5 Закона «О концессиях», концессионером может быть только
иностранный инвестор, с которым заключен концессионный договор, что ограничивает других участников инвестиционной деятельности,
в частности предприятий с иностранными инвестициями.

12.

Упрощение прохождения разрешительных процедур
в сфере осуществления трудовой деятельности иностранных инвесторов
и привлечения иностранной рабочей силы

Проект постановления Президента Республики Узбекистан

сентябрь

2018 года

Минюст, Минтруд, МВД, СГБ, Минэкономики

Иностранный инвестор не имеет прямого доступа
к объекту инвестирования в республике
без соответствующих разрешений уполномоченного органа. Необходимо пройти сложную двухступенчатую систему разрешительных процедур для осуществления трудовой деятельности в своем
же предприятии.

Завышенные размеры плат за разрешительные документы в этой сфере, а также чрезмерно большие сроки рассмотрения обращений являются
причиной обоснованного недовольства со стороны инвесторов.

Предлагается отменить требование
о необходимости получения (продления) подтверждений иностранными гражданами на право трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан, с сохранением единой процедуры,
а также снизить размер сборов.

13.

Совершенствование трудового законодательства в частном секторе, предусматривающее:

расширение оснований заключения срочных трудовых договоров;

внедрение новых форм приема на работу (разовые, почасовые),
а также порядка почасовой оплаты труда;

расширение возможности прекращения трудового договора по инициативе работодателя,
в том числе с сокращением срока предупреждения.

Проект закона

15 ноября 2018 года

Минтруд, Минюст, Минэкономики, Минфин

Инвесторы не имеют возможность быстрого реагирования на изменяющееся положение рынка,
что выражается, в частности, в необходимости права уволить тех работников, в которых организация
не нуждается, или же заменить их более квалифицированными работниками.

14.

Проработка вопроса о целесообразности введения института инвестиционного налогового кредита

Аналитическая записка

30 сентября 2018 года

ГНК, Минфин, Минэкономики, НАПУ, Госкоминвестиции

В законодательстве отсутствует понятие инвестиционный налоговый кредит.

Инвестиционный налоговый кредит – это форма изменения срока уплаты налога, при котором налогоплательщику предоставляется возможность
по определенным условиям уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит успешно применяется в развитых странах.

15.

Совершенствование порядка заключения и реализации инвестиционных договоров, предусмотрев, в том числе передачу органам государственной власти
на местах право заключения инвестиционных договоров, оптимизацию процедур

Проект нормативно-правового акта

20 октября
2018 года

Госкоминвестиции, НАПУ, Минэкономики, Минюст

Законодательство не предусматривает разработку
и проведение инвестиционной политики регионов самими органами государственной власти на местах, что ограничивает возможности и ответственность местных властей за развитие регионов.

Дополнительные гарантии и меры защиты предоставляются иностранным инвесторам
на основании решений Президента Республики Узбекистан или Правительства, в которых предусматриваются условия и порядок вложения, использования и обеспечения окупаемости иностранных инвестиций и (или) утверждение инвестиционных договоров, заключаемых между Правительством Республики Узбекистан
и иностранным инвестором, с закреплением в них инвестиционных обязательств иностранного инвестора.

Во многих странах инвестиционные договоры
с инвесторами заключаются местными органами.

16.

Внедрение современных методов законотворческой деятельности, направленных
на обеспечение стабильности
и прогнозируемости законодательства, а также исключение избыточного бремени правового регулирования

Комплекс мер

ноябрь
2018 года

Минюст, Генпрокуратура, Минэкономики

Отсутствие стабильного, прогнозируемого законодательства препятствует привлечению прямых иностранных инвестиций.

17.

Расширение перечня случаев, ухудшающих условия инвестирования, предусмотрев данные случаи на уровне закона
с определением уполномоченного органа, который выдает заключение по применению гарантии

Проект нормативно-правового акта

1 декабря 2018 года

Госкоминвестиции, НАПУ, Минюст, Генпрокуратура, Минэкономики

Порядок применения гарантии от ухудшающих условий инвестирования определен решением Правительства.

При этом, необходимо обеспечить прямое действие закона по данному вопросу. Кроме того, предлагается уполномоченным органом по выдаче заключения по применению гарантии определить Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

18.

Принятие мер по гармонизацию национальных стандартов бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности

Комплекс мер

1 ноября

2018 года

Минфин, ГНК, НАПУ

Национальные стандарты бухгалтерского учета
не в полной мере гармонизированы с международными стандартами финансовой отчетности, достаточно сложны к пониманию и применению
на практике, а также не адаптированы к динамичным изменениям финансовых и рыночных отношений.

Внедрение международных стандартов финансовой отчетности играет важную роль для привлечения прямых иностранных инвестиций.

19.

Разработка и внесение порядка предоставления в аренду земельных участков предприятиям с иностранными инвестициями

Проект постановления Кабинета Министров

1 ноября
2018 года

Госкомгеодезкадастр Минстрой, Минюст

Отсутствует нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок предоставления земельного участка предприятиям с иностранными инвестициями.

20.

Поэтапное внедрение право частной собственности
на земельные участки несельскохозяйственного назначения (на первом этапе – при реализации зданий вместе
с земельными участками
и строительстве недвижимости) с выработкой правовых механизмов введения
их в гражданский оборот

Проект закона Республики Узбекистан

1 ноября
2018 года

Минюст, Госкомгеодезкадастр

Законодательством не регламентирован порядок реализации земельных участков в частную собственность. Хотя, Земельный кодекс предусматривает наличие права частной собственности на земельные участки, которые
были приватизированы вместе с объектами торговли и бытовых услуг.

Отсутствие частной собственности на земельные участки ограничивает инвестиционную деятельность, негативно влияет на доверие инвесторов, намеривающих вложить крупные инвестиции в недвижимое имущество.

21.

Предоставление органам прокуратуры и Торгово-промышленной палате доступа к Инвестиционному порталу Республики Узбекистан для отслеживания и контроля хода рассмотрения инвестиционных предложений и обращений инвесторов уполномоченными органами

Комплекс мер

1 сентября 2018 года

МининфокомГоскоминвестиции, Генпрокуратура, ТПП

Инвестиционный портал Республики Узбекистан создает универсальную площадку и правовое поле
для иностранных инвесторов, заинтересованных
в инвестировании в республику.

22.

Отмена применения
в отношении субъекта предпринимательства штрафных санкций за допущение задержки поступления валютных средств, за исключением предприятий
с участием государства

Проект постановления Кабинета Министров

ноябрь
2018 года

ГНК, Минфин, Счетная палата, Генпрокуратура

В настоящее время срок поступления выручки или обратного ввоза товаров по экспортным операциям не должен превышать 180 дней.

Экспортеры, допустившие задержку поступления выручки, а также импортеры, не обеспечившие ввоз товаров, выполнение работ и оказание услуг более чем на 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства – 60 банковских дней), после истечения установленных сроков уплачивают штраф в размере до 100 процентов от суммы не поступивших средств или товаров.

23.

Установление порядка,
в соответствии с которым запрещается:

участие государства
и государственных предприятий в качестве учредителя
в коммерческих организациях,
за исключением случаев, требующих безусловное участие государства, исчерпывающий перечень которых утверждается решением Президента Республики Узбекистан;

выполнение хозяйственными объединениями административно-распределительных функций
с их передачей соответствующим государственным органам;

закрепление в законодательстве эксклюзивных прав, задач
и функций вновь создаваемых коммерческих организаций, принадлежащих полностью
или частично государству, которые создают неравные условия для конкуренции.

Проект Указа Президента Республики Узбекистан

20 ноября
2018 года

Минэкономики, Госкомконкуренции, НАПУ

В большинстве случаев конкурентная среда нарушается из-за избыточного участия государства
в экономике, в том числе в вопросах доступа
к ресурсам, реализации товаров, работ (услуг) государственному сектору.

Существует значительное количество акционерных обществ, которые совмещают функции государственного органа с коммерческой деятельностью, управлением бизнеса, в том числе
в виде органа хозяйственного управления.

24.

Разработка проекта закона
«О международном коммерческом арбитраже»

Проект закона

30 августа
2018 года

Кабинет Министров, ТПП, Минэкономики, Верховный суд

Отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы рассмотрения коммерческих споров с участием иностранных инвесторов
в арбитражном производстве.

Международный коммерческий арбитражный суд способствует обеспечению надежной защиты прав
и законных интересов иностранных инвесторов,
а также национальных компаний во взаимоотношениях с зарубежными партнерами.

25.

Предоставление земельных участков для осуществления градостроительной деятельности посредством электронного аукциона без указания целей использования с определением исчерпывающих ограничений

Проект постановления Президента Республики Узбекистан

1 октября 2018 года

Минстрой, Госкомгеодезкадастр

Предоставление земельных участков
для осуществления градостроительной деятельности осуществляется посредством электронного аукциона
с указанием конкретных целей их использования,
что существенно ограничивает возможности инвесторов в выборе и осуществлении
их деятельности.

Вводимый порядок способствует развитию конкурентной среды, полноценной реализации бизнес инициатив субъектов предпринимательства, а также привлечению мировых брендов на условиях франшизы.

26.

Кардинальное реформирование системы лицензирования
и прохождения разрешительных процедур, предусмотрев:

унификацию законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и прохождения разрешительных процедур в сфере предпринимательства, в частности применение по отношению к лицензионным и разрешительным процедурам норм Закона «Об административных процедурах»;

утверждение новой классификации системы лицензирования и прохождения разрешительных процедур
на основе категорий рисков,
с введением уведомительного порядка для осуществления отдельных видов деятельности
и действий, соответствующих низкой категории риска в рамках новой системы;

кардинальное сокращение количества лицензий и разрешительных документов;

децентрализацию оформления лицензий и разрешений;

разработку методики оценки воздействия системы лицензирования и прохождения разрешительных процедур
на инвестиционный климат
на основе стандартной модели оценки затрат субъектов предпринимательства

Проект постановления Президента Республики Узбекистан

1 декабря 2018 года

НАПУ, Минюст, ТПП

Сохраняется обременительная система лицензирования, предусматривающая лицензирование 369 видов деятельности в рамках существующих
54 лицензий, требуется унифицировать лицензионное
и разрешительное законодательство, оптимизировать административные процедуры в процессе оформления лицензий и разрешений, стимулировать внедрение современных рыночных механизмов регулирования для бизнеса и снижения уровня рисков
от их деятельности.

Значительная доля предпринимателей, осуществляющих деятельность в «теневом секторе» экономики.

27.

Ускорение процессов приватизации и привлечения частного капитала
в акционерные компании путем:

проведения первичного (IPO) и вторичного (SPO) публичного размещения акций населению,
в первую очередь в сферах строительства и финансов,
в том числе не менее 5 объектов в 2018–2019 годах;

установления порядка,
в соответствии с которым организаторы торгов самостоятельно применяют механизм пошагового снижения цены объектов государственной собственности без согласования с продавцом.

Проект постановления Кабинета Министров

20 сентября 2018 года

Госкомконкуренции, Минфин, Минэкономики

Все еще имеет место отсутствие стимулов
и мотиваций для привлечения частного капитала
в акционерные общества, излишняя зарегулированность процедур реализации частным собственникам объектов государственной стоимости в нестратегических отраслях экономики.

28.

Совершенствование законодательства, направленное на привлечение инвестиций в образование, в том числе путем:

открытия филиалов ведущих иностранных вузов и внедрения механизмов дистанционного обучения;

отмены лицензирования иностранных вузов, входящих
в топ-500 ведущих вузов,
с признанием выданных ими дипломов без дополнительных процедур.

Проект постановления Президента Республики Узбекистан

10 ноября
2018 года

МВССО, НАПУ, Минюст

На низком уровне находится охват высшем образованием населения, количество иностранных высших образовательных учреждений в стране является недостаточным.

Не уделяется достаточное внимание на инвестиции
в человеческий капитал.

Существует потребность в расширении системы обучения профессиям на основе международных стандартов.

Примечание: При реализации мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, форма разрабатываемого акта может быть изменен
или разрабатываемый акт может быть объединен с другими актами, предусмотренными в других пунктах. При объединении двух и более актов сроком

их разработки является наиболее поздний срок, определенный для исполнения соответствующих пунктов.























































































































Наименование мероприятияФорма реализацииСрок реализацииИсполнители
Проведение обсуждения в СОВАЗПроведение обсуждения в СОВАЗ17.07.2018-01.08.2018Министерство юстиции Республики Узбекистан, Генеральная прокуратура Республики Узбекистан