Название документа
Об охране репродуктивного здоровья граждан
Тип документа | Закон |
---|---|
Орган, утверждающий документ | Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан |
Разработчик | Институт проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан |
Дата размещения документа | 19.07.2018 14:01 |
Дата завершения обсуждения | 07.08.2018 18:00 |
Вид документа | Проект НПА |
Текущее состояние документа | Обсуждение прекращено |
Обоснования необходимости принятия проекта | Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области охраны репродуктивного здоровья граждан. |
Планируемый срок вступления в силу | 03.12.2018 |
Номер письма о соглашении | (не задано) |
Номер и дата письма согласования Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан | (не задано) |
ЗАКОН
Республики Узбекистан
Об охране репродуктивного здоровья граждан
Принят Законодательной палатой _______________
Предложенные варианты
Комментарии и ответы
2018-07-26 15:57:35
Hamdamova firuza Уразалиевна1.В названии закона включить «о защите репродуктивных прав»
В названии закона включить «о защите репродуктивных прав»
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области охраны репродуктивного здоровья граждан.
Статья 2. Законодательство о репродуктивном здоровье граждан
Законодательство о репродуктивном здоровье граждан состоит из настоящего Закона и других актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным Законом о репродуктивных правах граждан, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
репродуктивное здоровье граждан – состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, связанное с его репродуктивной системой, ее функциями и жизненными процессами;
репродуктивные права граждан – право граждан на получение достоверной и полной информации, а также на доступ к безопасным способам регулирования рождаемости, самостоятельное принятие решения относительно деторождения, а также право на пользованияконтрацепцией;
бесплодие – неспособность женщины к зачатию или мужчины к воспроизводству потомства в течение одного года регулярных половых отношений без использования методов контрацепции;
вспомогательные репродуктивные технологии – это собирательное название медицинских технологий, методов лечения и процедур направленных на достижение беременности пациенткой при применении которых отдельные или все этапы зачатия осуществляются вне организма будущей матери;
контрацепция – методы и средства предупреждения нежелательной беременности;
суррогатное материнство – вид вспомогательных репродуктивных технологий, основанный на экстракорпоральном оплодотворении и последующем переносе оплодотворенной яйцеклетки в матку женщины для вынашивания и рождения ребенка, не связанной с ней генетически, для лиц (лица), имеющих право на применение программы суррогатного материнства, являющимися генетическими родителями;
криоконсервация – низкотемпературное хранение живых биологических объектов с возможностью восстановления их биологических функций после размораживания;
эмбрион – зародыш человека на стадии развития до 8 недель;
донорство –предоставление гамет (спермы, ооцитов, эмбрионов) другим лицам для преодоления бесплодия без родительских обязанностей донора по отношению к будущему ребенку.
Предложенные варианты
Комментарии и ответы
2018-07-26 15:58:30
Hamdamova firuza Уразалиевна1.В основные понятия включить также понятие «суррогатная мать» и договор суррогатного материнства, а также «планирование семье»
2018-07-26 16:02:25
Hamdamova firuza Уразалиевнатакже можно более подробно изложить порядок осуществления суррогатного материнства, условия и требования, права и обязанности суррогатной матери и т.д.
2018-07-26 16:03:23
Hamdamova firuza Уразалиевнавнести уточнение в ВРТ: Виды вспомогательных репродуктивных технологий
К видам вспомогательных репродуктивных технологий относятся:
экстракорпоральное оплодотворение;
суррогатное материнство;
искусственная инсеминация.Статья 4. Основные принципы настоящего закона
Основными принципами настоящего Закона являются:
доступность и качество медицинских услуг на всех этапах организации охраны репродуктивного здоровья граждан;
обеспечение гарантированного объема услуг в области охраны репродуктивного здоровья граждан и планирования семьи;
защита от вмешательства в частную жизнь гражданина и сохранение семейной тайны;
гуманность, уважительное отношение к человеку, конфиденциальность информации при решении репродуктивных проблем;
равноправие мужчин и женщин.
Статья 5. Основные направления государственной политики
в области охраны репродуктивного здоровья граждан
Основными направлениями государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья граждан являются:
разработка, утверждение и реализация государственных программ в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
развитие и совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья граждан;
формирование сознательного отношения у родителей к рождению здоровых, желанных детей путем воспитания у них ответственности за их рождение;
создание условий, обеспечивающих равенство возможностей мужчин и женщин при реализации их репродуктивных прав;
государственная поддержка научных исследований в области охраны репродуктивного здоровья граждан, внедрение современных методов и технологий для улучшения их репродуктивного здоровья;
повышение среди населения медицинских знаний и медицинской культуры по вопросам их репродуктивного здоровья;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
оказание медицинской, психологической помощи гражданам при осуществлении ими своих репродуктивных прав.
Статья 6. Государственные гарантии осуществления
репродуктивных прав граждан
Государство гарантирует гражданам: свободу репродуктивного выбора;охрану репродуктивного здоровья и соблюдение их репродуктивных прав;
доступность, преемственность, бесплатность медицинской помощи в пределах определенного государством объема;
принятие решения о формировании здоровой семьи без дискриминации, угроз и насилия;
невмешательство в их частную жизнь, сохранности личной и семейной тайны;
первичную медико-санитарную помощь в пределах определенного государством объема;
реализацию права граждан на свободное принятие решения;
граждане не должны подвергаться медицинским экспериментам, связанным с сексуальной ориентацией и репродуктивным здоровьем, без их письменного полного и свободного информированного согласия.
Статья 7. Гарантированные государством услуги по охране
репродуктивного здоровья граждан
Услуги по охране репродуктивного здоровья граждан предоставляются учреждениями государственной системы здравоохранения, а также частными учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Объем гарантированных услуг по охране репродуктивного здоровья граждан определяется нормативными документами государственных органов власти.
Статья 8. Полномочия Кабинета Министров Республики
Узбекистан в области охраны репродуктивного
здоровья граждан
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
осуществляет государственную политику в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
обеспечивает разработку, утверждение и реализацию государственных программ в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
осуществляет координацию и руководство деятельности государственных и иных органов в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
утверждает перечень гарантированных государством услуг по охране репродуктивного здоровья граждан и формирования здоровой семьи.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 9. Полномочия Министерства здравоохранения
Республики Узбекистан в области охраны
репродуктивного здоровья граждан
Министерство здравоохранения Республики Узбекистан:
разрабатывает и реализует государственные программы в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
участвует в разработке нормативно-правовых актов в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
определяет меры по развитию системы охраны и защиты репродуктивного здоровья граждан и оказанию услуг по планированию семьи;
проводит разъяснительную работу по повышению медицинских знаний и медицинской культуры среди населения по вопросам репродуктивного здоровья граждан.
Министерство здравоохранения Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Предложенные варианты
Комментарии и ответы
2018-07-23 13:10:01
Azlarova Aziza TurgunovnaВопрос подготовки кадров для ЭКО клиник- репродуктологов и особенно эмбриологов должен быть решён исключительно компетентными лицами. Обучение, серификация должны проводится в ЭКО клиниках, на рабочих местах. Преподавать должны специалисты, непосредственно работающие в клиниках ВРТ, имеющие опыт. Возможно на первых этапах, до открытия таких кафедр на базе Таш ИУВ необходимо направлять специалистов на учёбу в зарубежные клиники, имеющие статус обучающих. А также приглашать зарубежных специалистов, организовывать достойную обучающую базу в Узбекистане.
Статья 10. Полномочия местных органов
государственной власти
Местные органы государственной власти:
обеспечивают разработку, утверждение и реализацию территориальных программ в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
координируют деятельность соответствующих государственных органов по охране репродуктивного здоровья граждан;
Местные органы государственной власти осуществляют и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 11. Право граждан на свободу репродуктивного выбора
Граждане имеют право:
на формирование здоровой семьи, самостоятельное и ответственное принятие решений относительно количества, времени и способа рождения своих детей, интервалов между родами с получением безопасных и эффективных современных технологий репродуктивного здоровья;
самостоятельно распоряжаться своей половой и репродуктивной жизнью, если это не угрожает здоровью других лиц;
быть защищенными от всех форм дискриминации и угрозы на репродуктивное здоровье, в том числе сексуальной эксплуатации и насилия, принудительной беременности, абортов, стерилизации и иных нарушений репродуктивных прав;
пользоваться медико-профилактическими услугами и быть защищенным от средств, представляющих угрозу для здоровья, в том числе от применения научных опытов;
на получение медико-социальной, а также психологической и педагогической помощи при осуществлении ими своих репродуктивных прав;
на применение вспомогательных репродуктивных технологий (включая методы регулирования деторождения и методы лечения бесплодия);
на невмешательство при реализации их права на свободный репродуктивный выбор.
Юридические и физические лица обязаны сохранить в тайне информацию, связанную с реализацией гражданами своих сексуальных и репродуктивных прав.
Статья 12. Охрана репродуктивного здоровья женщин
и право на материнство
Женщина имеет право на материнство, охрану репродуктивного здоровья до беременности, в период беременности, при родах и в послеродовом периоде с использованием современных методов леченияи социальную поддержку со стороны государства.
Медицинское вмешательство в период беременности осуществляется с письменного согласия обоих партнеров (супругов), при отсутствии партнера (супруга) с согласия самой женщины.
Факт отказа от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий этого регистрируется в медицинских документах и письменно удостоверяется беременной женщиной, в случае невозможности этого – ее супругом или родственниками, а в случае невозможности последнего – протоколом, составленным медицинским персоналом.
Женщина не может быть принуждена к беременности, аборту. Такие действия следует рассматривать как насилие над женщиной.
Лица, принудившие к этому женщину, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
Предложенные варианты
Комментарии и ответы
2018-07-26 15:59:04
Hamdamova firuza Уразалиевна1.Дать четкий перечень репродуктивных прав
2018-07-26 15:59:15
Hamdamova firuza Уразалиевна1. ст. 12- дать как охрана репродуктивного здоровья и репродуктивных прав женщин
2018-07-26 16:00:20
Hamdamova firuza УразалиевнаДобавить статью кас. репродуктивных прав несовершеннолетних и молодежи, а именно их прав на получение нравственно полового образования и воспитания, услуг в области охраны репродуктивного здоровья. Включить также меры по разработке образовательных программ по нравственно-половому образованию и воспитанию, охране репродуктивного здоровья, подготовке к семейной жизни несовершеннолетних и молодежи. Нравственно-половое образование и воспитание, подготовка к семейной жизни несовершеннолетних и молодежи осуществляется в образовательных, медицинских и в других учреждениях, по образовательным программам, разработанным с учетом пола, возраста, особенностей психофизического развития, утвержденных в установленном порядке и осуществляется лицами, имеющими специальную подготовку. Несовершеннолетним и молодежи, в том числе представителям групп риска, медицинские услуги и консультации в сфере репродуктивного здоровья могут оказываться в условиях благожелательности и конфиденциальности
Статья 13.Охрана репродуктивного здоровья мужчин
Система мер по охране репродуктивного здоровья мужчин включает в себя:
разработку и внедрение в клиническую практику новых медицинских технологий, таких как новые методы вспомогательной репродукции;
разработку и внедрение системы мер, направленных на сохранение репродуктивного здоровья у мужчин во время службы в Вооруженных силах Республики Узбекистан;
создание и внедрение системы мер, направленных на сохранение репродуктивного здоровья мужчин;
Статья 14. Право граждан на получение информации
о репродуктивном здоровье
Граждане имеют право на получение достоверной и полной информации:
о состоянии своего репродуктивного здоровья;
об условиях и методах получения репродуктивных услуг по охране своего репродуктивного здоровья;
о современных методах контрацепции, их преимуществах и недостатках;
о любых психологических и физиологических последствиях, возможных осложнениях при применении вспомогательных репродуктивных технологий;
граждане могут иметь и иные права на получение другой информации, необходимой для реализации своих репродуктивных прав.
Статья 15. Условия деятельности организаций и физических лиц, обеспечивающих
реализацию репродуктивных прав граждан
Деятельность организаций и физических лиц, обеспечивающих реализацию репродуктивных прав граждан, осуществляется на основе лицензирования, регулируется типовым положением, утверждаемым правительством Республики Узбекистан, и разрабатываемыми на его основе уставами.
Физические лица, оказывающие услуги, связанные с реализацией репродуктивных прав граждан, должны иметь сертификат установленного образца.
Подготовка специалистов в области оказания репродуктивных услуг гражданам проводится в соответствии с законодательством Республики Узбекистан по государственным образовательным программам, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке.
Предложенные варианты
Комментарии и ответы
2018-07-26 16:00:35
Hamdamova firuza Уразалиевнапомимо мужчин в ВС, возможно включить занятых на вредных производствах;
Статья 16. Порядок использования вспомогательных
репродуктивных технологий
Мужчина и женщина, состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
При использовании вспомогательных репродуктивных технологий выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом.
Граждане имеют право на криоконсервацию (заморозку) и хранение своих половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов.
Половые клетки, эмбрионы и ткани репродуктивных органов человека не могут быть использованы для военных, промышленных и коммерческих целей.
Донорские половые клетки, эмбрионы и ткани репродуктивных органови суррогатное материнство могут быть использованы у семейной пары по строгим медицинским показаниям, утвержденными ведомственными органами.
Сведения о применении вспомогательных репродуктивных технологий, а также о личности пациента, донора составляют врачебную тайну. Предоставление информации, составляющей врачебную тайну, без согласия пациента, допускается в случаях, предусмотренных законом Республики Узбекистан.
Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждаются ведомственными органами.
Статья 17. Информированное согласие
Медицинское вмешательство в области репродуктивного здоровья человека может осуществляться только с добровольного информированного согласия человека установленного образца в письменной форме.
Заинтересованному лицу гарантируется предварительное предоставление информации о цели и характере вмешательства, о последствиях и возможных рисках. Заинтересованное лицо может свободно отзывать информированное согласие в любое время.
Форма информированного согласия утверждается нормативно-правовыми актами ведомственных органов.
Лица (лицо), давшие свое согласие в письменной форме на применение методов вспомогательных репродуктивных технологий в случае рождения у них ребенка, записываются его родителями в книге записей рождений в порядке, установленном семейным законодательством Республики Узбекистан, и не вправе при оспаривании материнства и отцовства ссылаться на эти обстоятельства.
Статья 18. Донорство половых клеток и тканей половых органов
Мужчины и женщины в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет соматически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование, имеют право быть донорами половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов.
Донорство половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов осуществляется на платной и бесплатной основе при наличии письменного информированного добровольного согласия донора (доноров), в содержание которого должны быть включены: особенности предстоящей медицинской процедуры; сведения о возможном риске, побочных эффектах и осложнениях; правовые последствия донорства.
Предложенные варианты
Комментарии и ответы
2018-08-06 13:35:35
Azlarova Aziza TurgunovnaНужно сделать всё, чтобы донорство половых клеток было под строгим контролем. В России по каждому донору идет мониторинг по количеству рожденных от его семени. И если это количество превышает 20 детей на 800 тысяч жителей региона, то сбор спермы прекращается. По- моему, 20 это тоже много. Донорство половых клеток должно быть узаконено, хотя бы для того, чтобы каждый донор был зарегистрирован в единой республиканской базе и не мог сдавать свои клетки неограниченное количество раз. Донорство половых клеток и суррогатное материнство - вопросы настолько спорные и сложные с моральной, этической и религиозной точки зрения. Если семейная пара принимает такое ответственное решение - использовать половые клетки донора, то нужно быть уверенным, что в будущем их ребёнок при заключении брачных уз не выберет своих сводных брата или сестру.
Статья 19. Донорство эмбрионов
Донорами эмбрионов могут быть пациенты программы экстракорпоральное оплодотворение, у которых после завершения формирования полной семьи (рождения ребенка) остаются в банке неиспользованные криоконсервированные эмбрионы.
Эмбрионы могут быть получены также в результате оплодотворения донорских ооцитов спермой донора.
Использование эмбрионов для донации возможно только по свободному решению и письменному информированному согласию пациентов-доноров.
Запрещается получение эмбрионов человека исключительно для научно-исследовательских целей и клонирования.
Статья 20. Криоконсервация половых клеток, эмбрионов
и тканей репродуктивных органов
Граждане имеют право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов в медицинских организациях, имеющих лицензию на данный вид деятельности.
Криоконсервация половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов осуществляется на основании письменного информированного согласия (по установленному образцу).
Гражданам гарантируется право на криоконсервацию и хранение половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов по медико-социальным показаниям, в случаях риска потери способности к воспроизводству потомства в связи с заболеванием и (или) выполняемой профессиональной деятельностью.
Перечень медико-социальных показаний и порядок хранения половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов устанавливаются государственными органами исполнительной власти.
Статья 21. Правовые последствия донорства
Доноры половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов не берут на себя родительские обязанности по отношению к будущему ребенку и не имеют право в настоящем и будущем выяснять личность ребенка и фактических родителей.
Использование оставшихся половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов в научно-исследовательских или иных целях возможно только с письменного согласия донора (доноров).
Медицинские организации обязаны предоставлять сведения о частоте предоставления половых клеток в региональную базу единого банка доноров половых клеток.
Предложенные варианты
Комментарии и ответы
2018-08-03 19:02:41
Azlarova Aziza Turgunovna"Медицинские организации обязаны предоставлять сведения о частоте предоставления половых клеток в региональную базу единого банка доноров половых клеток." Если донорство половых клеток в нашей стране будет принято, этот пункт должен быть реализован и его выполнение контролироваться очень строго. Я бы вообще запретила быть донором более одного раза, за исключением несколько раз для одной и той же пары.
Статья 22.Суррогатное материнство
Суррогатными матерями могут быть женщины, психически и соматически здоровые в возрасте двадцать два года и старше, имеющие собственного здорового ребенка.
Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга.
Правовое оформление отношений, связанных с применением программы суррогатного материнства, осуществляется на основании информированного добровольного согласия суррогатной матери.
Суррогатная мать не имеет права отказаться от передачи рожденного ею ребенка лицам, заключившим с ней договор.
Суррогатная мать не может одновременно быть также донором яйцеклетки.
Порядок и условия проведения программы суррогатного материнства определяются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
Статья 23. Сохранение врачебной тайны при применении
вспомогательных репродуктивных технологий
Сведения о применении вспомогательных репродуктивных технологий, а также о личности пациента, донора, суррогатной матери составляют врачебную тайну.
Предоставление информации, составляющей врачебную тайну, без согласия пациента, донора, суррогатной матери допускается в случаях, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.
Статья24. Профилактические меры по охране
репродуктивного здоровья граждан
Система профилактических мер по охране репродуктивного здоровья граждан включает следующие мероприятия:
выявление риска нарушений репродуктивного здоровья граждан, в том числе факторов окружающей среды и производственных факторов;
проведение обязательных профилактических медицинских осмотров (предварительных и периодических) граждан в целях выявления и лечения нарушений в сфере репродуктивного здоровья;
информирование граждан репродуктивного возраста, беременных, матерей и отцов о риске нарушений репродуктивного здоровья и его реабилитации;
реализация образовательных и научных программ по охране репродуктивного здоровья граждан в средствах массовой информации;
создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях, в первую очередь, посредством популяризации уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению репродуктивного здоровья граждан;
внедрение системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан;
диспансеризация населения (в том числе детей и подростков) с выделением групп риска по развитию социально-значимых заболеваний органов репродуктивной системы, и разработка индивидуальных программ профилактики;
создание комплексных мер по профилактике нарушений здоровья женщин и мужчин в период менопаузы и андропаузы;
совершенствование медико-генетической помощи гражданам, внедрение новых перинатальных технологий для ранней диагностики аномалий плода
обеспечение полного охвата добрачным медицинским освидетельствованием лиц, вступающих в брак, проведение среди них широкой разъяснительной работы по профилактике наследственных и врожденных заболеваний, а также инфекций, передаваемых половым путем.
Статья 25. Использование контрацепции
Граждане имеют право на выбор методов контрацепции, их использование, а также отказ от них.
Гражданам оказывается медицинская помощьпо индивидуальному подбору методов контрацепции с учетом состояния здоровья, возраста и индивидуальных особенностей с предупреждением о любых возможных нежелательных последствиях.
Граждане имеют право на добровольное применение хирургического метода контрацепции.
Хирургическая контрацепция может быть проведена только с обязательным предварительным информированием о необратимости данногометода контрацепции по письменному добровольному заявлению совершеннолетнего дееспособного гражданина или супругов (в случае состояния в браке) или опекунов (при недееспособности).
Порядок и условия проведения добровольной хирургической контрацепции определяются Министерством здравоохранения Узбекистан.
Статья 26. Искусственное прерывание беременности
Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до двенадцати недель; по социальным показаниям – при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний, угрожающих жизни беременной и патологии плода: при наличии моногенных генетических заболеваний, не корригируемых врожденных пороков развития и состояния плода, несовместимых с жизнью, - независимо от срока беременности.
Медицинские учреждения обязаны информировать женщину, принявшую решение об искусственном прерывании беременности или об отказе от прерывания беременности по медицинским показаниям, о любых возможных негативных последствиях для ее здоровья.
Искусственное прерывание беременности проводится в учреждениях государственной системы здравоохранения, а также частных учреждениях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление данного вида медицинской деятельности.
Порядок и условия проведения искусственного прерывания беременности, перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
Нарушение порядка и незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Республики Узбекистан.
Статья 27. Разрешение споров
Споры, возникающие в области охраны репродуктивного здоровья граждан, разрешаются в порядке, установленном законодательством
Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства
об охране репродуктивного здоровья граждан
Лица, виновные в нарушении законодательства об охране репродуктивного здоровья граждан, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 29. Обеспечение исполнения, доведения,
разъяснения сути и значения настоящего Закона
Министерству здравоохранения, Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение сути и значения настоящего Закона.
Статья 30. Приведение законодательства в соответствие
с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан
Общие комментарии и ответы
2018-07-20 16:47:01
Azlarova Aziza TurgunovnaВ культуре нашей многонациональной страны уважительное отношение к институту Семьи и любовь к детям. Бесплодие становится приговором для многих семей. Пара не считается семьей, если в ней нет ребёнка. Рушатся семьи, рушатся судьбы.
Мы видим примеры сотен пар, которые становятся родителями благодаря ЭКО. Они тратят огромные средства на выезд из страны, плюс к оплате недешёвой процедуры ЭКО присоединяются расходы на дорогу, проживание, визы и т. п. А сколько бесплодных пар, которые не могут выехать на ЭКО в силу скажем особенностей своей профессии? Я рада, что благодаря принятию этого закона, граждане Узбекистана получат возможность обрести счастье- иметь детей.
Второй аспект- развитие медицины и науки. Я стала свидетелем следующей ситуации, показательной, на мой взгляд:
В марте 2017г в Ташкенте с дружеским визитом была врач репродуктолог ЭКО клиники "Персона" Карибаева Ш.К.. Во время встречи с узбекскими специалистами доктор из Ташкента Максудова М.М. спросила её мнения о новой методике, о которой она читала в зарубежной литературе. Метод значительно удешевлял процедуру ЭКО в протоколах с криоконсервированием. Гость заинтересовалась этой методикой и внедрила в практику в своей клинике. По результатам своих наблюдений Карибаева Ш,К, сделала доклад на конференции Российской Ассациации Репродукции Человека в Москве и её выступление было признано лучшим докладом. Перед огромной аудиторией учёных и практических врачей Карибаева Ш.К. выразила благодарность узбекскому доктору за эту идею.
Репродуктивная медицина- одна из самых молодых и быстро развивающихся областей науки. Наши узбекские врачи должны быть одними из передовых в этой области. Уверена, после принятия этого законопроекта, появится своя узбекская школа репродуктивной медицины, которая внесёт свою лепту в развитие этого научного направления.
2018-07-23 12:40:13
Khamraev Shuhrat NormamatovichВсе мы знаем, что наша страна развивается и прогрессирует во всех направлениях. Решение столь важного и ответственного вопроса, станет большим рывком в развитии отечественной медицины.
Огромное спасибо разработчикам законопроекта. Проект разработан с учетом всех аспектов ВРТ и согласуется с семейным кодексом Республики Узбекистан.
Наш народ всегда отличался своей любовью к детям. Ведь каждая женщина имеет полноценное право быть матерью.
2018-07-26 15:58:04
Hamdamova firuza Уразалиевна1.Разделить на главы: общие положения, полномочия госорганов, репродуктивные права и их гарантии, ВРТ, Суррогатное материнство, заключительные положения
2018-07-26 16:01:04
Hamdamova firuza Уразалиевнавключить статью о международном сотруднистве
2018-07-26 16:09:06
Hamdamova firuza Уразалиевнадумаю, подход, использованный на правах человека, и четкое закрепление репродуктивных прав (в качестве отдельной группы или производных прав), и перечня и гарантий осуществления, повысит значимость закона.
во-вторых, для более системного изложения, важно подразделить на разделы и главы, выделив ВРТ в отдельный раздел, включающий 3 глав, каждая из которых посвящена отдельным видам ВРТ: экстракорпоральное оплодотворение; суррогатное материнство; искусственная инсеминация.
Желательно меньше отсылочных норм.
Проект | Последняя редакция |
---|---|
ЗАКОН Республики Узбекистан
Об охране репродуктивного здоровья граждан Принят Законодательной палатой _______________ Статья 1. Цель настоящего Закона Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области охраны репродуктивного здоровья граждан.
Статья 2. Законодательство о репродуктивном здоровье граждан Законодательство о репродуктивном здоровье граждан состоит из настоящего Закона и других актов законодательства. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным Законом о репродуктивных правах граждан, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные понятия В настоящем Законе применяются следующие основные понятия: репродуктивное здоровье граждан – состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, связанное с его репродуктивной системой, ее функциями и жизненными процессами; репродуктивные права граждан – право граждан на получение достоверной и полной информации, а также на доступ к безопасным способам регулирования рождаемости, самостоятельное принятие решения относительно деторождения, а также право на пользованияконтрацепцией; бесплодие – неспособность женщины к зачатию или мужчины к воспроизводству потомства в течение одного года регулярных половых отношений без использования методов контрацепции; вспомогательные репродуктивные технологии – это собирательное название медицинских технологий, методов лечения и процедур направленных на достижение беременности пациенткой при применении которых отдельные или все этапы зачатия осуществляются вне организма будущей матери; контрацепция – методы и средства предупреждения нежелательной беременности; суррогатное материнство – вид вспомогательных репродуктивных технологий, основанный на экстракорпоральном оплодотворении и последующем переносе оплодотворенной яйцеклетки в матку женщины для вынашивания и рождения ребенка, не связанной с ней генетически, для лиц (лица), имеющих право на применение программы суррогатного материнства, являющимися генетическими родителями; криоконсервация – низкотемпературное хранение живых биологических объектов с возможностью восстановления их биологических функций после размораживания; эмбрион – зародыш человека на стадии развития до 8 недель; донорство –предоставление гамет (спермы, ооцитов, эмбрионов) другим лицам для преодоления бесплодия без родительских обязанностей донора по отношению к будущему ребенку. Статья 4. Основные принципы настоящего закона Основными принципами настоящего Закона являются: доступность и качество медицинских услуг на всех этапах организации охраны репродуктивного здоровья граждан; обеспечение гарантированного объема услуг в области охраны репродуктивного здоровья граждан и планирования семьи; защита от вмешательства в частную жизнь гражданина и сохранение семейной тайны; гуманность, уважительное отношение к человеку, конфиденциальность информации при решении репродуктивных проблем; равноправие мужчин и женщин.
Статья 5. Основные направления государственной политики
в области охраны репродуктивного здоровья граждан Основными направлениями государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья граждан являются: разработка, утверждение и реализация государственных программ в области охраны репродуктивного здоровья граждан; развитие и совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья граждан; формирование сознательного отношения у родителей к рождению здоровых, желанных детей путем воспитания у них ответственности за их рождение; создание условий, обеспечивающих равенство возможностей мужчин и женщин при реализации их репродуктивных прав; государственная поддержка научных исследований в области охраны репродуктивного здоровья граждан, внедрение современных методов и технологий для улучшения их репродуктивного здоровья; повышение среди населения медицинских знаний и медицинской культуры по вопросам их репродуктивного здоровья; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области охраны репродуктивного здоровья граждан; оказание медицинской, психологической помощи гражданам при осуществлении ими своих репродуктивных прав. Статья 6. Государственные гарантии осуществления репродуктивных прав граждан Государство гарантирует гражданам: свободу репродуктивного выбора;охрану репродуктивного здоровья и соблюдение их репродуктивных прав; доступность, преемственность, бесплатность медицинской помощи в пределах определенного государством объема; принятие решения о формировании здоровой семьи без дискриминации, угроз и насилия; невмешательство в их частную жизнь, сохранности личной и семейной тайны; первичную медико-санитарную помощь в пределах определенного государством объема; реализацию права граждан на свободное принятие решения; граждане не должны подвергаться медицинским экспериментам, связанным с сексуальной ориентацией и репродуктивным здоровьем, без их письменного полного и свободного информированного согласия. Статья 7. Гарантированные государством услуги по охране репродуктивного здоровья граждан Услуги по охране репродуктивного здоровья граждан предоставляются учреждениями государственной системы здравоохранения, а также частными учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности. Объем гарантированных услуг по охране репродуктивного здоровья граждан определяется нормативными документами государственных органов власти. Статья 8. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области охраны репродуктивного здоровья граждан
Кабинет Министров Республики Узбекистан: осуществляет государственную политику в области охраны репродуктивного здоровья граждан; обеспечивает разработку, утверждение и реализацию государственных программ в области охраны репродуктивного здоровья граждан; осуществляет координацию и руководство деятельности государственных и иных органов в области охраны репродуктивного здоровья граждан; утверждает перечень гарантированных государством услуг по охране репродуктивного здоровья граждан и формирования здоровой семьи. Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством. Статья 9. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Узбекистан в области охраны репродуктивного здоровья граждан Министерство здравоохранения Республики Узбекистан: разрабатывает и реализует государственные программы в области охраны репродуктивного здоровья граждан; участвует в разработке нормативно-правовых актов в области охраны репродуктивного здоровья граждан; обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области охраны репродуктивного здоровья граждан; определяет меры по развитию системы охраны и защиты репродуктивного здоровья граждан и оказанию услуг по планированию семьи; проводит разъяснительную работу по повышению медицинских знаний и медицинской культуры среди населения по вопросам репродуктивного здоровья граждан. Министерство здравоохранения Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством. Статья 10. Полномочия местных органов государственной власти Местные органы государственной власти: обеспечивают разработку, утверждение и реализацию территориальных программ в области охраны репродуктивного здоровья граждан; координируют деятельность соответствующих государственных органов по охране репродуктивного здоровья граждан; Местные органы государственной власти осуществляют и иные полномочия в соответствии с законодательством. Статья 11. Право граждан на свободу репродуктивного выбора Граждане имеют право: на формирование здоровой семьи, самостоятельное и ответственное принятие решений относительно количества, времени и способа рождения своих детей, интервалов между родами с получением безопасных и эффективных современных технологий репродуктивного здоровья; самостоятельно распоряжаться своей половой и репродуктивной жизнью, если это не угрожает здоровью других лиц; быть защищенными от всех форм дискриминации и угрозы на репродуктивное здоровье, в том числе сексуальной эксплуатации и насилия, принудительной беременности, абортов, стерилизации и иных нарушений репродуктивных прав; пользоваться медико-профилактическими услугами и быть защищенным от средств, представляющих угрозу для здоровья, в том числе от применения научных опытов; на получение медико-социальной, а также психологической и педагогической помощи при осуществлении ими своих репродуктивных прав; на применение вспомогательных репродуктивных технологий (включая методы регулирования деторождения и методы лечения бесплодия); на невмешательство при реализации их права на свободный репродуктивный выбор. Юридические и физические лица обязаны сохранить в тайне информацию, связанную с реализацией гражданами своих сексуальных и репродуктивных прав.
Статья 12. Охрана репродуктивного здоровья женщин и право на материнство
Женщина имеет право на материнство, охрану репродуктивного здоровья до беременности, в период беременности, при родах и в послеродовом периоде с использованием современных методов леченияи социальную поддержку со стороны государства. Медицинское вмешательство в период беременности осуществляется с письменного согласия обоих партнеров (супругов), при отсутствии партнера (супруга) с согласия самой женщины. Факт отказа от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий этого регистрируется в медицинских документах и письменно удостоверяется беременной женщиной, в случае невозможности этого – ее супругом или родственниками, а в случае невозможности последнего – протоколом, составленным медицинским персоналом. Женщина не может быть принуждена к беременности, аборту. Такие действия следует рассматривать как насилие над женщиной. Лица, принудившие к этому женщину, несут ответственность в порядке, установленном законодательством. Статья 13.Охрана репродуктивного здоровья мужчин
Система мер по охране репродуктивного здоровья мужчин включает в себя: разработку и внедрение в клиническую практику новых медицинских технологий, таких как новые методы вспомогательной репродукции; разработку и внедрение системы мер, направленных на сохранение репродуктивного здоровья у мужчин во время службы в Вооруженных силах Республики Узбекистан; создание и внедрение системы мер, направленных на сохранение репродуктивного здоровья мужчин;
Статья 14. Право граждан на получение информации
Граждане имеют право на получение достоверной и полной информации: о состоянии своего репродуктивного здоровья; об условиях и методах получения репродуктивных услуг по охране своего репродуктивного здоровья; о современных методах контрацепции, их преимуществах и недостатках; о любых психологических и физиологических последствиях, возможных осложнениях при применении вспомогательных репродуктивных технологий; граждане могут иметь и иные права на получение другой информации, необходимой для реализации своих репродуктивных прав.
Статья 15. Условия деятельности организаций и физических лиц, обеспечивающих реализацию репродуктивных прав граждан
Деятельность организаций и физических лиц, обеспечивающих реализацию репродуктивных прав граждан, осуществляется на основе лицензирования, регулируется типовым положением, утверждаемым правительством Республики Узбекистан, и разрабатываемыми на его основе уставами. Физические лица, оказывающие услуги, связанные с реализацией репродуктивных прав граждан, должны иметь сертификат установленного образца. Подготовка специалистов в области оказания репродуктивных услуг гражданам проводится в соответствии с законодательством Республики Узбекистан по государственным образовательным программам, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке. Статья 16. Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий Мужчина и женщина, состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. При использовании вспомогательных репродуктивных технологий выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом. Граждане имеют право на криоконсервацию (заморозку) и хранение своих половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов. Половые клетки, эмбрионы и ткани репродуктивных органов человека не могут быть использованы для военных, промышленных и коммерческих целей. Донорские половые клетки, эмбрионы и ткани репродуктивных органови суррогатное материнство могут быть использованы у семейной пары по строгим медицинским показаниям, утвержденными ведомственными органами. Сведения о применении вспомогательных репродуктивных технологий, а также о личности пациента, донора составляют врачебную тайну. Предоставление информации, составляющей врачебную тайну, без согласия пациента, допускается в случаях, предусмотренных законом Республики Узбекистан. Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждаются ведомственными органами. Статья 17. Информированное согласие Медицинское вмешательство в области репродуктивного здоровья человека может осуществляться только с добровольного информированного согласия человека установленного образца в письменной форме. Заинтересованному лицу гарантируется предварительное предоставление информации о цели и характере вмешательства, о последствиях и возможных рисках. Заинтересованное лицо может свободно отзывать информированное согласие в любое время. Форма информированного согласия утверждается нормативно-правовыми актами ведомственных органов. Лица (лицо), давшие свое согласие в письменной форме на применение методов вспомогательных репродуктивных технологий в случае рождения у них ребенка, записываются его родителями в книге записей рождений в порядке, установленном семейным законодательством Республики Узбекистан, и не вправе при оспаривании материнства и отцовства ссылаться на эти обстоятельства. Статья 18. Донорство половых клеток и тканей половых органов
Мужчины и женщины в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет соматически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование, имеют право быть донорами половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов. Донорство половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов осуществляется на платной и бесплатной основе при наличии письменного информированного добровольного согласия донора (доноров), в содержание которого должны быть включены: особенности предстоящей медицинской процедуры; сведения о возможном риске, побочных эффектах и осложнениях; правовые последствия донорства. Статья 19. Донорство эмбрионов
Донорами эмбрионов могут быть пациенты программы экстракорпоральное оплодотворение, у которых после завершения формирования полной семьи (рождения ребенка) остаются в банке неиспользованные криоконсервированные эмбрионы. Эмбрионы могут быть получены также в результате оплодотворения донорских ооцитов спермой донора. Использование эмбрионов для донации возможно только по свободному решению и письменному информированному согласию пациентов-доноров. Запрещается получение эмбрионов человека исключительно для научно-исследовательских целей и клонирования. Статья 20. Криоконсервация половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов Граждане имеют право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов в медицинских организациях, имеющих лицензию на данный вид деятельности. Криоконсервация половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов осуществляется на основании письменного информированного согласия (по установленному образцу). Гражданам гарантируется право на криоконсервацию и хранение половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов по медико-социальным показаниям, в случаях риска потери способности к воспроизводству потомства в связи с заболеванием и (или) выполняемой профессиональной деятельностью. Перечень медико-социальных показаний и порядок хранения половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов устанавливаются государственными органами исполнительной власти.
Статья 21. Правовые последствия донорства
Доноры половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов не берут на себя родительские обязанности по отношению к будущему ребенку и не имеют право в настоящем и будущем выяснять личность ребенка и фактических родителей. Использование оставшихся половых клеток, эмбрионов и тканей репродуктивных органов в научно-исследовательских или иных целях возможно только с письменного согласия донора (доноров). Медицинские организации обязаны предоставлять сведения о частоте предоставления половых клеток в региональную базу единого банка доноров половых клеток. Статья 22.Суррогатное материнство Суррогатными матерями могут быть женщины, психически и соматически здоровые в возрасте двадцать два года и старше, имеющие собственного здорового ребенка. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Правовое оформление отношений, связанных с применением программы суррогатного материнства, осуществляется на основании информированного добровольного согласия суррогатной матери. Суррогатная мать не имеет права отказаться от передачи рожденного ею ребенка лицам, заключившим с ней договор. Суррогатная мать не может одновременно быть также донором яйцеклетки. Порядок и условия проведения программы суррогатного материнства определяются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан. Статья 23. Сохранение врачебной тайны при применении вспомогательных репродуктивных технологий
Сведения о применении вспомогательных репродуктивных технологий, а также о личности пациента, донора, суррогатной матери составляют врачебную тайну. Предоставление информации, составляющей врачебную тайну, без согласия пациента, донора, суррогатной матери допускается в случаях, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан. Статья24. Профилактические меры по охране репродуктивного здоровья граждан
Система профилактических мер по охране репродуктивного здоровья граждан включает следующие мероприятия: выявление риска нарушений репродуктивного здоровья граждан, в том числе факторов окружающей среды и производственных факторов; проведение обязательных профилактических медицинских осмотров (предварительных и периодических) граждан в целях выявления и лечения нарушений в сфере репродуктивного здоровья; информирование граждан репродуктивного возраста, беременных, матерей и отцов о риске нарушений репродуктивного здоровья и его реабилитации; реализация образовательных и научных программ по охране репродуктивного здоровья граждан в средствах массовой информации; создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях, в первую очередь, посредством популяризации уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению репродуктивного здоровья граждан; внедрение системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан; диспансеризация населения (в том числе детей и подростков) с выделением групп риска по развитию социально-значимых заболеваний органов репродуктивной системы, и разработка индивидуальных программ профилактики; создание комплексных мер по профилактике нарушений здоровья женщин и мужчин в период менопаузы и андропаузы; совершенствование медико-генетической помощи гражданам, внедрение новых перинатальных технологий для ранней диагностики аномалий плода обеспечение полного охвата добрачным медицинским освидетельствованием лиц, вступающих в брак, проведение среди них широкой разъяснительной работы по профилактике наследственных и врожденных заболеваний, а также инфекций, передаваемых половым путем. Статья 25. Использование контрацепции
Граждане имеют право на выбор методов контрацепции, их использование, а также отказ от них. Гражданам оказывается медицинская помощьпо индивидуальному подбору методов контрацепции с учетом состояния здоровья, возраста и индивидуальных особенностей с предупреждением о любых возможных нежелательных последствиях. Граждане имеют право на добровольное применение хирургического метода контрацепции. Хирургическая контрацепция может быть проведена только с обязательным предварительным информированием о необратимости данногометода контрацепции по письменному добровольному заявлению совершеннолетнего дееспособного гражданина или супругов (в случае состояния в браке) или опекунов (при недееспособности). Порядок и условия проведения добровольной хирургической контрацепции определяются Министерством здравоохранения Узбекистан. Статья 26. Искусственное прерывание беременности
Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до двенадцати недель; по социальным показаниям – при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний, угрожающих жизни беременной и патологии плода: при наличии моногенных генетических заболеваний, не корригируемых врожденных пороков развития и состояния плода, несовместимых с жизнью, - независимо от срока беременности. Медицинские учреждения обязаны информировать женщину, принявшую решение об искусственном прерывании беременности или об отказе от прерывания беременности по медицинским показаниям, о любых возможных негативных последствиях для ее здоровья. Искусственное прерывание беременности проводится в учреждениях государственной системы здравоохранения, а также частных учреждениях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление данного вида медицинской деятельности. Порядок и условия проведения искусственного прерывания беременности, перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан. Нарушение порядка и незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Республики Узбекистан. Статья 27. Разрешение споров
Споры, возникающие в области охраны репродуктивного здоровья граждан, разрешаются в порядке, установленном законодательством Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства об охране репродуктивного здоровья граждан
Лица, виновные в нарушении законодательства об охране репродуктивного здоровья граждан, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 29. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона
Министерству здравоохранения, Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение сути и значения настоящего Закона. Статья 30. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан: привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом; обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону. Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Республики Узбекистан |
Наименование мероприятия | Форма реализации | Срок реализации | Исполнители |
---|---|---|---|
Закон Республики Узбекистан "Об охране репродуктивного здоровья граждан" | Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области охраны репродуктивного здоровья граждан. | 7 август 2018 г. | Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан |